Методика химии изучает общественный процесс обучения химий в школе. Она является педагогической наукой, смежной с естественными науками. В системе педагогических наук методика химии теснее всего связана с общей теорией обучения и образования (с дидактикой).

Дидактика изучает процесс обучения в целом. Она занимается изучением таких вопросов, как осуществление связи обучения с жизнью, с трудом, с практикой коммунистического строительства, состав учебных предметов, подлежащих изучению в школе, учебный план ее, общие принципы определения объема, глубины и последовательности изучения наук в школе и содержания общественно полезного труда учащихся; содержание обучения и труда по всем предметам в каждом классе и развитие его из класса в класс, общие принципы и методы преподавания учебных предметов; организация общественно полезного труда учащихся и воспитание их в процессе обучения, формы учебной работы и трудовой деятельности учащихся, организация учебного дня, недели, года, процесс обучения и его результаты в каждом классе по всей совокупности предметов, всестороннее развитие учащихся, достигаемое вследствие изучения наук и трудовой деятельности учащихся в каждом классе, и его изменение на протяжении всего периода обучения в школе. Эти вопросы дидактика решает, опираясь на общую теорию воспитания и на методики учебных предметов, мобилизуя и используя их материал.

Методика химии изучает процесс обучения только химической науке, используя обще-дидактические положения и показывая конкретные формы их применения в процессе преподавания. Она занимается открытием тех специфических закономерностей обучения и воспитания, которые порождаются своеобразием процесса обучения именно химии, проистекающего из особенностей материала химической науки и возрастных особенностей учащихся, усваивающих его.

Методика химии теснейшим образом связана с психологией. Педагогическая психология изучает психику детей, подростков, юношей и девушек в процессе учения. Как и методики учебных предметов, она изучает усвоение основ наук и происходящее при этом развитие учащихся. Но подход к изучению этих явлений у методики и психологии разный. Методики изучают усвоение основ наук и развитие учащихся с точки зрения нахождения таких путей и способов преподавания, которые при наименьшей затрате времени и сил обеспечивали бы приобретение учащимися высококачественных знаний, умений и навыков. Педагогическая психология изучает усвоение знаний и развитие учащихся, чтобы раскрыть содержание психики в единстве с физиологическими механизмами высшей нервной деятельности, установить закономерности формирования и развития представлений, понятий, речи, мышления и других сторон личности учащихся. Сопоставление действий учителя с ответными реакциями ученика помогает раскрыть процессы, происходящие в мозгу учащихся, т. е. физиологические механизмы усвоения основ наук, и в связи с ними все богатство содержания психической деятельности учащихся в это время. Педагогическая психология не проходит мимо педагогических выводов (и в этом особенная ценность ее для методики), но главное внимание свое она обращает на изучение процесса становления и развития психики учащихся под воздействием обучения и воспитания.

Методика химии может успешно решать свои задачи, если будет всесторонне использовать материалы педагогической психологии, а педагогическая психология — если будет учитыватьдостижения методик учебных предметов.

Разумеется, методика обучения химии теснейшим образом связана с химической наукой, содержание и методология которой определяют содержание, организацию и методы преподавания и в конечном счете специфику методики химии кай науки.

Она связана также с химической технологией и техникой, механической технологией, энергетикой, агрономией и экономическими науками, черпая из них материал для освещения приложений химии в области производства, для ознакомления учащихся с научными принципами химической индустрии, для разъяснения учащимся экономической стороны производства химических продуктов.

Методика химии опирается на диалектический и исторический материализм как на методологическую основу всех наук, в том числе и педагогических. Исследования по методике обучения химии могут быть успешными лишь на основе последовательного и творческого применения материалистической диалектики и материалистической теории, познания в их единстве. Общие закономерности исторического материализма являются руководящими для разработки теории обучения химии. В решении своих вопросов методика химии исходит из общих народнохозяйственных, политических и идеологических задач, которые Коммунистическая партия и Советское правительство ставят перед народом на путях строительства коммунизма.

Советская методика химии оформилась и развивается в борьбе с реакционными учениями зарубежной методики, в борьбе с пережитками старых методических взглядов, с которыми пришли методисты и учителя к строительству новой советской школы, в борьбе с прожектерами, не желающими слышать голоса практики.

Советская методика химии удержала в себе подлинно материалистические, научные и народные идеи в теории обучения химии, разработанные прогрессивными деятелями по химическому образованию в период, предшествовавший Великой Октябрьской социалистической революции.