Решение любой научной проблемы должно опираться на изучение и обобщение опыта передовых работников школы и производства (учителей, инженеров, рабочих, агрономов), занимающихся обучением и воспитанием школьников.

Приемы изучения и обобщения опыта практических работников школы определяются в первую очередь содержанием проблемы. Расчленив проблему на составляющие ее вопросы, исследователь подбирает такие приемы, которые в кратчайшие сроки обеспечивают решение их.

Предположим, что исследователь поставил перед собой дачу изучить опыт практических занятий школьников в заводской химической лаборатории. Эта проблема следующим образом расчленяется на составные вопросы:

  1. Номенклатура и содержание практических работ. Соответствие их требованиям политехнического обучения и специальной подготовки учащихся.
  2. Организация и методы проведения практических занятий.
  3. Достижения учащихся: количество и качество выполненных работ, качество приобретенных при этом знаний по химии и химической технологии, развитие экспериментальных навыков и умения составлять отчет об экспериментальной работе.
  4. Условия, определяющие успешное проведение практических занятий на производстве.

В соответствии с этим расчленением проблемы подбираются и приемы изучения опыта практических занятий учащихся в химической лаборатории завода. Вот эти приемы: изучение литературных источников, освещающих опыт практических занятий, наблюдение практических занятий учащихся в заводской лаборатории, проведение, контрольных экспериментальных работ, индивидуальное решение задач, сопровождающееся беседой с учащимися, анализ отчетов учащихся

о практических занятиях, анализ планов практических занятий и письменных инструкций, анализ оборудования рабочих мест для практических занятий, беседа с руководителем практических занятий, организация педагогической экспериментальной работы для проверки отдельных приемов и форм проведения практических работ, изучение опыта на других заводах, анализ и обобщение всего собранного материала.

За короткий срок исследователь может добыть большой материал из опыта школ только тогда, когда не только будет изучать опыт, возникающий без его участия, но, используя достижения практических работников школы, будет создавать еще более передовой, новый опыт, привлекая к этому делу творческих работников школы и производства.

Изучение опыта школ по узким проблемам следует соединять с периодическим изучением состояния преподавания химии в целом, чтобы, опираясь на данные этого изучения, своевременно узнавать о больших насущных вопросах преподавания и своевременно вырабатывать способы их решения.

Основной задачей изучения состояния химического образования в школах в настоящее время является определение того, как осуществляется Закон об укреплении связи школы с жизнью в преподавании химии. Для этого проводится:

  1. изучение качества образовательной (знания, умения, навыки) и воспитательной подготовки учащихся, связи обучения с жизнью, с трудом, с практикой коммунистического строительства, достижений и недостатков школы в подготовке учащихся к труду и учению по окончании школы;
  2. раскрытие главных причин достижений и недостатков химической и трудовой подготовке учащихся путем соотнесения особенностей учебного предмета, преподавания и учения сдостигнутыми результатами обучения;
  3. разработка предложений по дальнейшему улучшению качества знаний, навыков и идейно-политического воспитания учащихся по химии.

Для изучения состояния знаний и преподавания химии отбираются городские и сельские школы с хорошей и удовлетворительной постановкой дела.

Изучение и обобщение передового опыта следует неуклонно соединять с его пропагандой. Доклады передовых учителей и работников производства на районных методических совещаниях по химии, на «Педагогических чтениях» (в автономных республиках, в областях, краях, в Москве), выступления их в печати, чтение ими лекций в институтах усовершенствования учителей, описание и анализ их опыта силами научных работников — все это хорошие формы пропаганды передового опыта, которые применялись и которые надо применять впредь. Однако они только информируют об опыте, но не обучают учителей, как надо работать.

Надо поставить дело так, чтобы учителя химии могли приезжать к лучшим учителям в их школу, присутствовать на проводимых ими уроках, практических занятиях, экскурсиях, внеклассных занятиях и таким образом непосредственно знакомиться с их опытом. В этом случае передовые учителя приобретут возможность не только рассказать и показать, но и предоставить возможность учителям, овладевающим их опытом, поставить отдельные химические эксперименты, изготовить приборы, модели, наглядные пособия и т. д. Надо предоставить возможность передовым учителям Периодически выезжать в школы к своим ученикам-учителям в целях передачи своего опыта. Другими словами, необходимо постепенно наладить практическое обучение передовому опыту всех учителей, которые в этом нуждаются, особенно молодых, начинающих преподавателей.

Разумеется, передовые учителя будут затрачивать на это обучение много времени и сил. Но какое удовлетворение они получат, когда будут наблюдать, как из года в год пополняется число их последователей, как растет наша советская школа. В общении со своими учениками-учителями передовики будут черпать силы для решения новых вопросов, выдвигаемых жизнью. Это, бесспорно, будет способствовать их творческому росту.

Развитию творческих сил передовых учителей могут способствовать совещания-курсы, которые периодически следует устраивать для них в краях, областях и республиках. На этих совещаниях-курсах целесообразно проводить обмен опытом, знакомить с достижениями науки, ставить доклады ученых о результатах своих исследований. Путем посещения школ необходимо на месте знакомить передовых учителей с достижениями своих товарищей. Почин в проведении таких совещаний-курсов уже положил Московский государственный университет.

Изучая и обобщая передовой опыт, передавая его учителям, внедряя достижения науки в работу школ, армия учителей химии будет поднимать химическое образование на уровень требований Программы Коммунистической партии Советского Союза.