Согласно уставу гимназий и прогимназий от 19 ноября 1864 г. химия как самостоятельный учебный предмет была введена только в V—VI классах реальных гимназий.

Этигимназии просуществовали до 1871 г., они были реорганизованы в реальные училища. Организованные в 1872 г. реальные училища имели химию как самостоятельный учебный предмет только на основном отделении в VI классе в количестве 4 часов в неделю. В задачу преподавания ставилось подготовить юношей к деятельности в промышленности. Программа предусматривала ознакомление учащихся с неорганической и с элементами органической химии.

В 1888—1890 гг. химия как учебный предмет была исключена из учебных планов реальных училищ. Как и в классических гимназиях, сведения по химии здесь стали давать в пределах курса физики. Положение естественных наук и всей школы в целом стало настолько противоречащим требованиям жизни, что это вызвало большое общественное движение за реформу общеобразовательной школы.

Однако царское правительство всячески тормозило включение химии в учебные планы всех общеобразовательных школ, поскольку это увеличивало возможность проникновения материализма в среднюю школу, чего больше всего боялось самодержавие. Лишь в 1906 г., как следствие первой русской революции 1905 г., химия была включена в учебный план реальных училищ в качестве отдельного предмета. Но в гимназиях и высших начальных училищах некоторые сведения по химии давались по-прежнему в курсе физики и естествознания. В учебных планах реальных училищ было выделено для практических занятий два часа в неделю в V классе и один час в VI классе.

О содержании курсов реальных училищ этого времени можно судить по следующим учебникам, применявшимся в то время: И. М. Кукулеско «Элементарный курс химии», Г. М. Григорьев «Краткий курс химии», С. И. Созонов и В. Н. Верховский «Элементарный курс химии». Во всех этих курсах учащиеся знакомились с основными химическими понятиями и законами химии, с атомистической теорией, с водородом, кислородом, галогенами, серой, азотом, фосфором, углеродом, кремнием, щелочными и щелочноземельными металлами, алюминием и некоторыми другими металлами.

В конце 1913 г. и в начале 1914 г. в Петербурге состоялся первый Всероссийский съезд преподавателей физики, химии и космографии. На этом съезде в секции химии с докладом о положении химии среди других общеобразовательных предметов средней школы выступил С. И. Созонов. По его докладу была принята резолюция, в которой указывалось, что химия имеет большое общеобразовательное значение как по своему содержанию, так и методу и поэтому должна, наконец, войти как самостоятельный предмет в учебные планы всех общеобразовательных школ.

Были выслушаны также доклады о практических занятиях и экскурсиях в средних школах, о постановке преподавания химии в реальных училищах, женских учебных заведениях, кадетских корпусах, коммерческих училищах и специальных средних и высших учебных заведениях. Съезд уделил большое внимание подготовке преподавателей химии. Было признано, что окончившие университет должны получать специальную методическую подготовку, а также подготовку по технике химического эксперимента.

Постановления этого съезда не были выполнены.

Война, начавшаяся в 1914 г., сразу же показала отсталость России в экономическом, военном и культурном отношении. Как не терпящий отлагательства, встал вопрос об улучшении и расширении народного просвещения. Под нажимом либеральной буржуазии министром просвещения назначается П. Н. Игнатьев. В 1914 г. начинается работа по подготовке реформы народного просвещения.

Проект реформы предусматривал среднюю школу с семилетним обучением и двумя ступенями (первая ступень — первые три класса, вторая ступень — последние четыре класса). Вторая ступень должна была иметь три ветви: ново-гуманитарную, гуманитарно-классическую и реальную. Химии отводилось 4 часа в классе только реального отделения. На других отделениях ни в программах по природоведению, ни в программах по физике не предусматривалось никаких сведений по химии.

Программа по химии для реального отделения была составлена комиссией по физике, химии и космографии, которая работала под руководством С. И. Созонова.

В объяснительной записке к программам указывается, что химия дает нам определенный и вполне конкретный ответ на вопрос о единстве строения материального мира. В этом отношении система знаний, какую дает современная химия, составляет основу для выработки мировоззрения.

Чтобы обеспечить формирование мировоззрения, авторы требуют выполнения в процессе преподавания химии целой системы принципиальных положений: изучения сущности жизненно важных химических реакций, объяснения их с точки зрения атомной теории, усвоения химических законов, ознакомления с химическими элементами, с периодической системой, иллюстрации химических положений примерами из техники и жизни природы, использования историзма в преподавании.

Такая прогрессивная постановка вопросов преподавания химии не была случайной. Русская наука, стесненная условиями дворянско-буржуазного строя, находя малое использование своих достижений в практике и не имея надлежащих материальных условий, направляла свои усилия на исследование основных законов природы, разработку теоретических проблем науки, на творческое обобщение накопленных естественнонаучных данных. Она стремилась к тому, чтобы уяснить устройство мира, связь и развитие его частей, чтобы составить опирающуюся на достоверные факты научную картину мира. И поэтому химики- педагоги ставят на первый план воспитание мировоззрения и другие прогрессивные задачи перед преподаванием химии в общеобразовательной школе.

Была и другая причина. Были свежи впечатления от раскатов революции 1905 г. До прогрессивной русской интеллигенции доносились отзвуки напряженной и успешной борьбы большевиков, возглавляемой В. И. Лениным, за новое мировоззрение.

Составители программы требуют не загромождать память учащихся изучением большого числа соединений и процессов, а обращать внимание главным образом на ясное и сознательное усвоение учащимися важнейших фактов и понятий. Преподавание химии должно сопровождаться широко поставленным классным экспериментом, практическими занятиями, параллельными (курсу, и экскурсиями на заводы. Отдавая должное количественным практическим работам, составители рекомендуют также работы качественного характера, служащие выяснению химических явлений.

На первое место все еще неправильно выдвигаются индуктивный метод и индуктивное мышление.

Ниже мы приводим программу, которую составила комиссия, исходя из указанных выше принципов.

Химические явления. Смеси и химические соединения. Вещества простые и сложные. Понятия об элементах. Металлы и металлоиды.

Закон сохранения веществ (Ломоносов, Лавуазье). Закон постоянства состава (Пру). Типы химических реакций.

Вода. Вода в природе. Получение чистой воды и ее свойства. Действие некоторых металлов на воду. Водород. Гремучий газ. Состав воды.

Перекись водорода. Закон кратных отношений (Дальтон). Закон паев (Рихтер). Химические формулы и равенства.

Атомная гипотеза. Атомный вес.

Кислород. Горение и окисление. Классификация окислов. Кислоты, щелочи.соли. Валентность,

Растворы.

Озон. Аллотропия.

Азот. Аммиак и соли аммония. Азотная кислота и важнейшие окислы азота. •

Объемные законы Гей-Люссака и гипотеза Авогадро—Жерара. Молекулы и грамм-молекулы.

Воздух. Круговорот азота в природе.

Углерод. Углекислый газ и окись углерода. Понятие об органических соединениях. Круговорот углерода в природе. Пламя

Хлор. Хлористый водород и соляная кислота.

Бром, иод и фтор. Группа галогенов.

Сера. Сероводород и сернистые металлы. Сернистый газ. Сернистые кислоты. Серный ангидрид и серная кислота. Сходстве серы с кислородом

Фосфор. Кислородные соединения фосфора. Мышьяк и сурьма и их сходство с фосфором.

Кремний. Силикаты. Понятие о коллоидах.

Периодическая система элементов Менделеева.

Металлы. Щелочные и щелочноземельные металлы. Электролиз.

Обзор важнейших металлов по группам «Материалы по реформе средней школы». Примерные программы и объяснительные записки, изданные по распоряжению министра народного просвещения (Петроград, 1915, стр. 235— 236).

Авторы указывают, что программа является примерной, а расположение материала представляет собой «одну из удобных схем». Оно может изменяться преподавателями согласно их личному опыту.

Данная программа была последней в методическом творчестве царской России. Сравнение ее с меранскими программами, с курсами А. Смита, В. Оствальда, Г. Армстронга и др. показывает, что русская методика решала задачу построения курса химии самостоятельно, ставила перед ним более передовые цели и указывала более правильные пути и способы достижения их, чем зарубежная методика химии. Если за рубежом в это время на первый план все еще выдвигалась исключительно формальная цель — воспитание наблюдательности и ума, то в России выдвигается и материальная—вооружение знаниями, воспитание мировоззрения, и формальная — воспитание чувств и ума. Если зарубежные методисты в это время полностью находились в плену позитивизма, то русские методисты, отдавая некоторую дань ему (например, все еще атомно-молекулярную теорию рассматривали как удобную гипотезу), держались на деле на позициях естественнонаучного материализма. Если за рубежом усвоение фактов все еще выдвигалось как главная и почти единственная задача преподавания химии, то в России химики-методисты, воспитанные на идеях Д. И. Менделеева, выдвигали единство фактов и теоретических обобщений. Факты идут впереди теоретических обобщений. Но теория не относится к концу курса. Она дается в тот момент, как только конкретные эмпирические данные позволяют ознакомить с ними учащихся, и затем используется в последующем изложении химии для освещения фактов. Большое внимание уделяется атомно-молекулярному учению и периодической системе химических элементов. Такое место теории еще не отводилось в курсах химии зарубежных стран. Правильное соотношение было найдено и в применении классных занятий, демонстрационных опытов и практических занятий. Основной формой учебных занятий выдвигается урок, сопровождаемый демонстрационными опытами. Практические занятия рекомендуется проводить параллельно урокам. К сожалению, не подчеркиваются принципы систематичности и последовательности, вследствие чего элементы предлагается изучать в порядке, который плохо способствует подготовке к сознательному усвоению периодической системы.

В целом программа отражала желание прогрессивной части интеллигенции помочь в образовании русскому народу. Не случайно поэтому, что все предложения о реформе школы, равно как и программа по химии, не были приняты царским правительством.

Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции, поставившей вопрос о подлинно научном образовании для народных масс, открылись двери широкому естественнонаучному образованию в средней школе, в том числе и преподаванию химии. Практические потребности в организации и постоянном усовершенствовании обучения химии в советской школе в соответствии с требованиями коммунистического воспитания явились движущей силой развития советской методики, куда, как система прогрессивных идей прежнего этапа развития, вошли менделеевско-бутлеровские идеи в области обучения химической науке.