Методика обучения химии возникла в России в середине XVIII в. Основные положения ее были разработаны великим русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым.

В это время в России существовал феодально-крепостнический строй. Капиталистические формы хозяйства только еще возникали. Россия была отсталой в экономическом и культурном отношении страной. Светские школы насчитывались единицами, опекались церковью и полицией.

Научная и литературная деятельность М. В. Ломоносова была изумительной по своей многогранности и достижениям. М. В. Ломоносов является родоначальником русской науки и литературы, создателем научной химии и первым преподавателем ее. А так как методика обучения химии могла возникнуть только после возникновения научной химии, в ходе практического преподавания ее, то не случайно, что М. В. Ломоносов становится одновременно и основоположником научной методики преподавания ее в школе.

Первые сведения по химии — о производстве и свойствах металлов, красок, стекла — были добыты в процессе труда уже в древнем Египте и Китае.

В древней Греции накопление практических знаний о веществах продолжалось. Аристотель создал учение об элемент-качествах, соединением и разъединением которых объяснил своеобразие тел природы, а Демокрит и Левкипп — учение об омах, притяжением и отталкиванием которых они объяснили многообразие веществ и их изменение.

Накопление сведений о веществах продолжалось в феодальный период. Существовавшая на протяжении средних веков алхимия была оторвана от практики, теоретические представления алхимиков базировались на положениях схоластической идеалистической философии и потому были далеки от истины.

В XVI в. развитие производительных сил, вызванных торговым капиталом, предъявило требование к обобщению накопленных эмпирических данных, так как одного практического знания стало недостаточно для торговли и производства. Эмпирическое знание не давало понимания закономерностей изменения веществ, а значит, сознательного и уверенного практического действия. Предыстория химии заканчивается, начинается борьба за создание научной химии.

Во второй половине XVII в. в своей работе «Химик-скептик»» Р. Бойль предпринимает критику алхимического представления об элементе и предлагает считать элементом не качество, а вещество, не разложимое химическим способом. «Я понимаю под элементами,— писал Бойль,— некоторые первоначальные или простые, вполне несмешанные тела, которые не состоят из каких-либо других тел, или друг из друга, и являются теми составными частями, из которых непосредственно сложены все вполне смешанные (т. е. сложные) тела и на которые последние в конце концов распадаются».

В XVII в. возникает первая химическая теория — теория флогистона. По мысли Ф. Энгельса, благодаря теории флогистона химия эмансипируется от алхимии. В течение первых трех четвертей XVIII в. был накоплен новый материал о рудах и способах получения из них металлов, о составе и химических взаимодействиях значительного числа веществ.

Постепенно накопленный опытный материал вступил в противоречие с теорией флогистона. При прокаливании металлов наблюдалось всегда прибавление в весе, тогда как согласно теории флогистона должно было происходить уменьшение веса. Теория флогистона, просуществовавшая почти столетие, стала тормозом в развитии химии. Чтобы обеспечить дальней шее развитие химии, надо было доказать ложность этой теории, отбросить ее как негодную, разработать такую теории которая правильно объяснила бы и горение веществ, и вообще химические превращения их.

Честь создания новой химической теории принадлежит М. В. Ломоносову.

М. В. Ломоносов ввел количественный подход в исследовании превращений веществ и заложил основы научной теории горения взамен ложной теории флогистона, открыл закон превращенияи сохранения материи и движения, ввел в химию атомно-молекулярную теорию, которая объединила эмпирически накопленный материал, объяснила сущность химических явлений, раскрыла единство во многообразии веществ и их превращений. Как известно, Ф. Энгельс писал: «Новая эпоха в химии начинается с атомистики...» — и считал, что тот ученый является отцом современной химии, кто ввел в нее атомистику. Это было сделано М. В. Ломоносовым. Поэтому М. В. Ломоносов является основоположником научной химии. Он же создал в 1748 г. первую в мире научную и учебную химическую лабораторию. Подобная лаборатория на Западе была организована Ю. Либихом в 1825 г.

В 1752 г. в своей лаборатории М. В. Ломоносов читал лекции для студентов по физической химии и написал для них свое «Введение в истинную физическую химию». Из этой работы, подготовительных материалов к ней, «Риторики», докладных записок и биографических сведений видны взгляды М. В. Ломоносова по вопросам преподавания химии.

М. В. Ломоносов утверждал, что успех преподавания зависит от правильного применения слова. Поэтому в «Риторике» он указывает, что изложение надо вести голосом чистым, ровным, не сильным и не слабым, не монотонно, а понижая и повышая его, сопровождая речь соответствующими движениями тела и головы. По его мнению, главные положения науки следует кратко и ясно формулировать и диктовать их для записи учащимся.

Изложение надо сопровождать опытами, так как исходным моментом познания является чувственное восприятие. Вещества изучать с качественной и количественной стороны, используя при этом методы математики и физики. Изменение свойств веществ сопоставлять с изменением их состава, а превращения веществ объяснять естественными причинами как результат движения корпускул, из которых состоят вещества.

В процессе преподавания химии следует соединять опыт с умозрением, а факты с теоретическим обобщением. Надо показывать использование знаний для художеств (производств).

Эти методические идеи были обусловлены его взглядами на понимание предмета и методов химии.

До М. В. Ломоносова химия рассматривалась как искусство получать вещества путем анализа и синтеза. Заслуга М. В. Ломоносова заключается в том, что он определил ее как науку о составе, свойствам и превращениях веществ: «...химическая наука рассматривает качества и изменения тел» (М. В. Ломоносов, Сочинения, т. II, стр. 485), «...задача химии — исследоватькак состав доступных чувствам тел, так и то, изчего впервые образуются составные тела, — именно начала» (тамже, стр.489).

Правильно определяя предмет химии как науки, М. В. Ломоносов вместе с тем дал исчерпывающее для того времени и последующих лет определение методов исследования по химии.

«В химических действиях намерен я поступить таким порядком:

1) Нужные и в химических трудах употребительные натуральные материи сперва со всяким старанием вычистить, чтобы в них никакого постороннего примесу не было, от которого в других действиях обман может быть. 2) Вычищенные материи разделять, сколько можно, на те, из которых они натурально сложены. 3) Для лучшего доказательства, что разделенные материи из оных простых состоят, намерен оные снова соединять, сколько возможно. 4) Разные натуральные и сделанные материи соединять разными химическими способами для произведения новых действий и материй, которые можно часто пользовать в познании натуры (природы. — Автор) и к приращению художеств. 5) Сделанные от химиков важные опыты, которые хотя и вероятны, однако несколько сомнительны, или у которых нужные обстоятельства неточно описаны, повторять, и тем их справедливость или подлог исследовать.

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

При всех упомянутых опытах буду я примечать и записывать не только самые действия, вес или меру употребления к тому материй и сосудов, но и все окрестности, которые надобны быть покажутся, а в нужных случаях для лучшего изъяснения присовокуплять рисунки. А все сие предлагать Академии наук в форме химического журнала по каждую четверть года» (П. С. Билярский, Материалы для биографии Ломоносова, 1865, стр. 59—60).

В научном познании химических явлений нельзя ограничиваться чувственным восприятием. Необходимо обобщать его данные, проникать во внутреннее строение веществ, во внутреннее движение их, т. е. в движение корпускул и атомов (элементов), из которых они состоят. В этом направленииоткрывается широчайшая перспектива научного объяснения явлений природы, выяснения их сущности. В «Рассуждениях о твердости и жидкости тел» М. В. Ломоносов с глубоким убеждением восклицает: «Во тьме должны обращаться физики, а особливо химики, не зная внутреннего, нечувствительного частиц строения».

Так получаются теоретические знания. Чтобы быть истинными, они должны быть проверены путем наблюдения и опыта М. В. Ломоносов выступает как против ползучего эмпиризма, так и против схоластического теоретизирования, за единство эмпирического и рационального моментов в познании. «Химик требуется не такой, который только из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся, и не такой, напротив того, который хотя великое множество опытов делал, однако ...презирал случившиеся в трудах своих явления и перемены, служащие к истолкованию естественных тайн» (М. В. Ломоносов, Сочинения, т. II, 1951, стр. 354).

С точки зрения М. В. Ломоносова, наука неразрывно связана с практикой, с производством. Этой мыслью проникнуто все его научное творчество. Особенно ярко эта мысль выражена им в «Слове о пользе химии». «Учением приобретенные познания разделяются на науки и художества (ремесло, промышленность.— С.Ш.). Науки подают ясное о вещах понятие и открывают потаенные действий и свойств причины; художества к приумножению человеческой пользы оные употребляют. Науки довольствуют врожденное и вкорененное в нас любопытство; художества снисканием прибытка увеселяют. Науки художествам путь показывают; художества происхождение наук ускоряют. Обои общею пользою согласно служат» (М. В. Ломоносов,Сочинения, т. II, 1951, стр. 351).