Дмитрий Иванович Менделеев

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907)

Д. И. Менделеев (1834—1907). Главным источником для определения взглядов Д. И. Менделеева по вопросам преподавания химии являются его «Основы химии». Это не только гениальное сочинение по химии, но и выдающееся произведение по вопросам преподавания ее. «Основы»,— писал Менделеев,— любимое мое дитя, в них мое прозрение, мой опыт педагога, мои задушевные мысли». «Основы химии» поданы двумя шрифтами — крупным и мелким. То, что изложено крупным шрифтом, Д. И. Менделеев предназначал для начинающих, в том числе и для учащихся средней школы, как об этом он указывает в предисловии к третьему изданию книги. «Напечатанное крупным шрифтом может составить первоначальный курс химии, в размере средних учебных заведений» (Д. И. Менделеев, Основы химии, изд. 3, С.-Петербург, 1877, предисловие, стр. V). Изложенное мелким шрифтом должно служить, по мысли Д. И. Менделеева, последующему углублению знаний.

Необходимость изучения химии. Д. И. Менделеев страстно желал широкого распространения научного образования в народе в целях развития в России промышленности и сельского хозяйства. Но какое образование надо давать желающим посвятить себя работе в промышленности и сельском хозяйстве? Д. И. Менделеев требовал прежде всего широкого теоретического образования. Только овладев им, можно стать не слепым подражателем, а творческим деятелем в области производства. «Набор на службу чистой науке молодого поколения,— пишет Д. И. Менделеев,— пусть не страшит тех, кто донимает настоятельнейшую надобность Родины в практических деятелях в области сельского хозяйства и заводского дела... Лишь там может оказаться практическая самостоятельность, а не будет одной слепой подражательности, где достигнута сперва эта самостоятельность внутренняя, жаждущая истины самой по себе. Лишь те, которые охватили прошлое, уже известное так называемое «теоретическое», могут не лепетать только и вновь проделывать давно испытанное, а отыскивать действительно новые пути народному труду. Глубокое заблуждение лежит в столь обычном разъединении «теории» от «практики». (Д. И. Менделеев, Основы химии, изд. 4, стр. 11).

Какое же теоретическое образование должно получить молодое поколение?

Д. И. Менделеев требует широкого и глубокого изучения опытных наук, составляющих научные основы современного производства. В числе естественноисторических предметов должна изучаться и химия. «Призывая к теоретическим химическим занятиям, я убежден, что зову людей к полезнейшему труду, к навыку правильно обращаться с природою, к готовности и возможности сделаться практиками» (Д. И. Менделеев, Основы химии, изд. 4, стр. 12).

Изучение химии необходимо для людей разных специальностей, желающих стать творческими самостоятельными работниками. «Химия составляет необходимое и самое доступное введение в дисциплину опытных наук, а потому она стала необходима не только натуралисту и технику, но и даже астроному и механику, полит-эконому и т. п., чтобы сделаться самостоятельным деятелем» (Д. И. Менделеев, Основы химии, изд. 2, часть 2, стр. 925).

Опытные науки, в частности, химия, имеют большое образовательное значение. Оно, по Д. И. Менделееву, заключается в том, что при изучении естествознания постигаются результаты многовекового изучения природы. «Наука есть история и хранилище мудрости и опыта веков, их разумного созерцания и испытанного суждения. В этом образовательное значение опытных наук...» (Д. И. Менделеев, Основы химии, изд. 4, стр. 6).

Таким образом, необходимость преподавания химии мотивируется задачами общественного развития России, задачами развития производства и науки, образовательным значением преподавания опытных наук. Отсюда вытекают и задачи преподавания химии.

Цель и задачи преподавания химии. Первая задача преподавания химии заключается в том, чтобы «познакомить учащихся с основными данными и выводами химии в общедоступном научном изложении, указывать на значение этих выводов для понимания как природы вещества и явлений, вокруг нас совершающихся, так и тех применений, какие получила химия в сельском хозяйстве, технике и других прикладных знаниях» (Д. И. Менделеев, Основы химии, изд. 1, стр. 1).

Д. И. Менделеев требует, чтобы в процессе преподавания химии давалось философское толкование выводов, ибо эти «отношения к философии и жизни придают нашей науке легкую усвояемость и определяют ее общественное значение» (там же, стр. 1).

Но знания одних выводов и приложений науки недостаточно, так как это неизбежно вызывает догматизм, а это вредно и в философском и в практическом отношении. Отсюда вытекает вторая задача преподавания химии, заключающаяся в том, чтобы «изложить вместе с выводами описание способов их добычи, ввести в одно систематическое целое возможно большее число данных...» (Д. И. Менделеев, Основы химии, изд. 1, стр. 1).

С какими методами и способами добывания научных знаний необходимо знакомить учащихся? Прежде всего Д. И. Менделеев указывает на наблюдение, гипотезу и эксперимент. Учащихся не только надо познакомить с этими методами, но и научить пользоваться ими, «усвоить прежде всего химическую практику, т. е. мастерство предмета, искусство спрашивать природу и слышать ее ответы в лабораториях и книгах» (Д. И. Менделеев, Основы химии, изд. 4, стр. 12). Кроме эмпирических методов, надо познакомить учащихся с теоретическими методами; кроме индукции и анализа, необходимо применять дедукцию и синтез; кроме эмпирических обобщений, необходимо знакомить с теоретическими обобщениями и применяемыми при этом сравнением, сопоставлением, с научным предвидением. «Всякие обобщения сводятся в наше время,— говорит Д. И. Менделеев,— на два приема: свойства тел (простых и сложных) изучаются в зависимости от элементов, содержание которых в них признается, а затем (индуктивным путем) изучаются, определяются или отыскиваются коренные свойства самих" элементов и на основании их угадываются (путем дедукции) свойства простых и сложных тел, в которые входят элементы» (Д. И. Менделеев, Основы химии, изд. 2, т. 2, стр. 919).

Ознакомление с выводами, применением и методами науки Должно вести к осуществлению цели преподавания химии, которая, по мнению Д. И. Менделеева, заключается в том, чтобы дать учащимся «химическое мировоззрение». Какое же мировоззрение старается дать он своим ученикам? В заключение «Основ химии» (изд. 2, т. 2, стр. 923) Менделеев указывает, что таким мировоззрением должно быть «... миросозерцание, руководившее моим изложением...» Другими словами, он желает, чтобы читатели усвоили мировоззрение, которым проникнуты его «Основы химии». Мировоззрение Д. И. Менделеева, как естествоиспытателя, было материалистическим, стихийно-диалектическим.

Построение курса химии. Химия есть учение о химических элементах. Основой этого учения являются периодический закон и периодическая система. Конкретное ознакомление с ними составляет главное содержание курса. Это определяется не только научными соображениями, но и соображениями педагогическими. «Замечу еще, что систематическое изложение химических фактов для начинающих во многих отношениях выигрывает от применения периодического закона. К этому убеждению я пришел на своих лекциях в течение двух последних лет, а также при составлении моего руководства неорганической химии, появившегося теперь в законченном виде (на русском языке), в основу которого положен периодический закон» (Д. И. Менделеев, Периодический закон, ОНТИ, Госхимтехиздат, М.—Л., 1934, стр. 95).

Но сразу дать понятие о периодической системе нельзя. Надо сначала подготовить к этому учащихся. Этим обстоятельством определяется построение курса химии. Д. И. Менделеев делит его на четыре части, которые хотя формально не выделены, но по существу имеются в «Основах химии».

В первой части (во введении) Д. И. Менделеев дает определение химии и излагает содержание понятий «вещество», «химическое явление», «простое и сложное вещество». Особое внимание он обращает на раскрытие содержания понятия «химический элемент», так как это главное химическое понятие. Опираясь на него, Д. И. Менделеев вновь обращается к понятию «химическое явление» и углубляет его, рассматривая виды химических реакций, условия их течения и законы, ими управляющие. Большое внимание уделяется разъяснению законов сохранения вещества и сохранения и превращения энергии. Общие понятия и законы открывают путь к изучению частностей (отдельных реакций, веществ и элементов). Однако формирование основных понятий химии на этом не заканчивается, оно продолжается дальше.

Во второй части, используя основные понятия и законы химии, Д. И. Менделеев освещает свойства простых веществ наиболее типических и жизненно важных химических элементов, (Н, О, N, С) и типические формы соединений этих элементов с водородом (вода, аммиак, метан) и кислородом (окислы, кислоты, основания и соли); атомно-молекулярное учение, атомный вес элементов; свойства простых веществ, формы и свойства соединений элементов естественных групп, резко отличающихся между собой: галогены (Cl, Вг, J, F), щелочные металлы (К, Na, Rb, Cs, Li), щелочноземельные металлы и их аналоги (Mg, Sr, Са, Ва, Be); аргоновые элементы (инертные газы); изменение свойств элементов в связи с возрастанием величины атомных весов.

Основными принципами отбора материала для второй части курса являются следующие: накопление фактов, опираясь на которые можно будет познакомить учащихся с периодическим законом; всестороннее изучение элементов и их соединений; установление связей и переходов между различными соединениями данного элемента; ознакомление учащихся не только с индивидуальными особенностями веществ и элементов, но и с их сходными и различными свойствами и отношениями; теоретическое истолкование фактов; связь с жизнью и производством; историзм, ознакомление с методами научного исследования.

Что касается последовательности изложения, то она определяется следующими положениями:

1. Изучение элементов начинать с веществ, с которыми человек чаще всего встречается, которые в его жизни и жизни природы играют большую роль или при рассмотрении которых можно сразу поставить узловые проблемы химии.

2. От изучения отдельных элементов переходить к ознакомлению учащихся с естественными группами сходственных элементов, прослеживая при этом изменения их свойств в связи •с изменением величины атомных весов.

3. От изучения групп сходственных элементов переходить к сравнению между собой этих групп и обнаружению при этом закономерности в изменении свойств несходственных элементов в связи с изменением величины их атомных весов.

Изложение второй части курса, основанное на этих положениях, должно привести к систематическому усвоению знаний необходимых для постижения периодического закона.

В третьей части, опираясь на знания, преподанные в первой и во второй частях курса, рассматривается вопрос о сходстве элементов между собой, о периодическом законе и периодической системе. Излагается структура периодической системы: малые и большие периоды, ряды, группы. Затем прореживается периодическое изменение форм и свойств солеобразующих окислов и водородных соединений в периодах и в рядах и выясняется вопрос о значении места элемента в периодической системе. Положение элемента в системе указывает на количественные и качественные особенности его. Делается заключение, что, исходя из положения элемента в периодической системе, можно предсказать атомный вес элемента, свойства его в свободном состоянии, формы и свойства его соединений. Приводятся опытные данные, подтверждающие предсказания, сделанные Д. И. Менделеевым. Это позволяет сделать вывод, что периодический закон стал серьезным орудием усовершенствования и развития наших знаний о химических элементах. Далее указывается на скачкообразный характер периодической функции. В заключение показывается, что не только формы соединений, но и физические свойства простых веществ и их соединений периодически изменяются в зависимости от величины атомных весов.

Четвертая часть посвящена изложению знаний об элементах и их соединениях, не рассмотренных ранее. Изложение проводится, опираясь на сознательное применение периодического закона и периодической системы.

Принципы и методы обучения химии. Основу воспитания, по Д. И. Менделееву, составляет приучение подрастающего поколения к труду, так как все достигается трудом. Но чтобы труд был полезным для общества, он должен строиться на основе науки. Детей следует учить тому, что надо для дальнейшего развития промышленности и сельского хозяйства Родины, что необходимо «для современного периода роста страны, народа и государства» (Д. И. Менделеев, Заметки о народном просвещении России, 1901, стр. 15).

С этой точки зрения совершенно непригодно классическое образование, основанное на изучении языков. Необходимо общее жизненное образование.

С точки зрения Д. И. Менделеева, истинное знание не может быть приобретено лишь умственными построениями, хотя бы и весьма логичными. «... Без многообразной проверки действительностью (наблюдениями и опытом, историей и практикой) нельзя полагаться на одни такие построения» (Д. И. Менделеев, Заметки о народном просвещении России, 1901, стр. 56). Поэтому изучение явлений путем наблюдений и опыта, освещение истории научных открытий (историзм), доказательность, связь с практикой и жизнью должны быть основными принципами преподавания. Учащиеся должны овладевать фактами, законами, ими управляющими, и теориями, их объясняющими. Законы и теории должны извлекаться из фактов и служить основой для управления ими. Поэтому преподавание должно начинаться с фактов и от них подниматься к законам и теоретическим обобщениям. Обладание этими обобщениями облегчает овладение фактами, обеспечивает сознательное усвоение их и решение практических задач. Преподавание должно развивать в учениках пытливость и «способность самостоятельного суждения о научных предметах, которая составляет единственный залог и правильного пользования выводами науки, и возможности содействовать ее дальнейшему развитию» (Д. И. Менделеев, Основы химии, ч. 1, 1869, стр. 1)- Преподавание должно воспитывать интерес к учению и строиться на пробуждении творческой активности учащихся.

Принципы и методы преподавания химии, указанные выше — это принципы преподавания любой естественной науки. К ним Д. И. Менделеев прибавляет еще четыре, обусловленные спецификой химии как науки, и прежде всего периодическим законом и периодической системой элементов:

1) всестороннее рассмотрение химических элементов и их соединений, изучение их во всех связях и опосредованиях, сравнение и противопоставление не только сходственных, но и несходственных элементов и соединений;

2) изучение химических элементов и их соединений в изменении и развитии, прослеживание перехода от одних элементов и их соединений к качественно иным;

3) предсказание свойств химических элементов, состава и свойств их соединений, опираясь на периодический закон;

4) связь преподавания химии с физикой и другими науками.

Рассмотрим прежде всего, как применяются эти принципы

Д. И. Менделеевым при изложении сведений о веществах.

В основу изложения Д. И. Менделеев кладет данные наблюдений и выводы из них (индукция). Однако он далеко не всегда начинает рассмотрение вещества с опытных данных. Если ранее накопленные знания позволяют высказать предположения о составе и свойствах вещества, то такие предположения всегда делаются (дедукция), а затем они подтверждаются экспериментальными данными. Очень часто ознакомление с новым веществом начинается констатацией его подобия с другими ранее изученными веществами (аналогия), а потом это положение подтверждается опытным материалом. Состав вещества определяется на основании данных анализа и синтеза. Если ранее были уже рассмотрены вещества, состоящие из этих же элементов, то обязательно выясняется, как изменение количества элемента вызывает изменение свойств веществ. Таким образом, с первых шагов при изучении вещества индукция связывается с дедукцией, анализ — с синтезом и широко применяются аналогия и сравнение.

Большое внимание Д. И. Менделеев уделяет, изложению сведений о нахождении веществ в природе и о способах получения их в чистом виде. Он анализирует разнообразные способы, сопоставляет их между собой и отбирает наиболее выгодные. Если для применения их требуется знание некоторых свойств вещества, Д. И. Менделеев обязательно знакомит учащихся с этими свойствами, а затем переходит к освещению принципов и техники получения вещества в лаборатории. Для веществ, имеющих большое жизненно практическое значение, разбираются также и методы промышленного производства их.

После изложения сведений о физических свойствах веществ Д. И. Менделеев всесторонне разъясняет химические свойства, т. е. связи данного вещества с другими веществами. Но это не всегда возможно сделать сразу исчерпывающе, так как для понимания связей необходимо знание других веществ и их свойств. Ввиду этого Д. И. Менделеев сначала знакомит с несколькими доступными пониманию свойствами, затем переходит к изучению других веществ и, изложив сведения о них, вновь возвращается к ранее изученным, разъясняя их новые свойства. При этом свойства вещества обязательно ставятся в связь с характером изучаемого элемента, его атомным весом.

Изучению применений веществ Д. И. Менделеев придает большое значение. Применения веществ рассматриваются в связи с их свойствами. При этом привлекается разносторонний материал современности. «Везде, где было возможно, я старался связать теоретический интерес с чисто практическим... Оттого-то нашли место в моем сочинении практические применения химических знаний к общежитию, заводскому делу, сельскому хозяйству, к объяснению явлений жизни организмов и самой Земли и т. п.» (Д. И. Менделеев, Основы химии, изд. 2, стр. 11).

Рассмотрев всесторонне вещество, Д. И. Менделеев тут же сравнивает его с другими веществами, отмечает сходство и различие. Это приводит к тому, что наряду с индивидуальностью вычленяется у вещества общее с другими веществами. С точки зрения Д. И. Менделеева, нахождение общего в индивидуальном— основная задача науки. Переход от индивидуального к общему составляет основу для решения вопроса о месте вещества в системе веществ. По общим признакам вещество включается в определенный класс.

При изучении веществ Д. И. Менделеев применяет закон перехода количественных изменений в изменения качественные, хотя и не называет этого закона.

Такова методика изучения веществ.

Рассмотрим теперь вопрос о методике изучения химических реакций, через посредство которых раскрывается химическая природа веществ. Д. И. Менделеев считает, что для изучения химических реакций особо важными являются: «1) сведения стехиометрии...; 2) различение разных видов и классов химического взаимодействия; 3) изучение изменения свойств от перемены состава; 4) изучение явлений, сопровождающих химические превращения, и 5) обобщение условий, в которых происходят реакции» (Д. И. Менделеев, Основы химии, изд. 12, т. 1, стр. 44).Сведения о стехиометрии поставлены на первое место потому, что «выражение количественного (весового и объемного) состава тел поныне составляет важнейшую задачу химических исследований, а потому все дальнейшее изложение предмета подчинено законам стехиометрическим Д. И. Менделеев, Основы химии, изд. 12, т. 1, стр. 44).

Ознакомление с химическими реакциями Д. И. Менделеев всегда начинает с выяснения того, какие вещества и в каком весовом отношении реагируют и получаются в результате реакций. Затем он разъясняет условия, при которых совершаются химические явления, и, наконец, рассматривает ход реакций, явления их сопровождающие и практические способы их проведения в лабораториях и на заводах. Экспериментальные данные о химических реакциях подвергаются теоретическому истолкованию. Нередко бывает и так, что, выяснив сущность реакции на уровне имеющихся знаний, Д. И. Менделеев впоследствии вновь возвращается к данному явлению, чтобы глубже понять его на основе новых знаний. Тем самым осуществляется принцип развития, постепенное и последовательное повышение теоретического уровня изучения химии.

Ознакомлению с законами химии Д. И. Менделеев всегда предпосылает накопление фактов, послуживших их открытию. Д. И. Менделеев подробно знакомит учащихся с историей открытия, экспериментальным доказательством и борьбой за утверждение законов в науке. Затем он опять берет факты, чтобы объяснить их с точки зрения изучаемого закона и тем самым лучше понять его. «Я стремился каждое обобщение дать к ряду частных фактов, чтобы тем придать оживление выводам и лишить последние голословного значения, какое приобретают законы наук, когда они излагаются догматически» (Д, И. Менделеев, Основы химии, изд. 1, стр. 11).

Изучение свойств веществ и законов их превращения важно в том отношении, что создает условия для ознакомления с химическими элементами. «Вся сущность теоретического учения в химии,— пишет Д. И. Менделеев,— и лежит в отвлеченном понятии об элементах (подчеркнуто мной. — С. 111.).Найти их коренные свойства (способность давать те или другие формы соединения, соединяться с теми или другими элементами, образовать кислотные или основные соединения и т. п.), определить причину их различия и сходства, а потом на основании этого предугадать свойства образуемых ими тел,— вот путь, по которому наша наука твердо пошла...» (Д. И. Менделеев, Основы химии, изд. 2, т. 2, стр. 919).

Методика изучения химических элементов с непревзойденной глубиной разработана Д. И. Менделеевым.

С точки зрения Д. И. Менделеева, для основательного ознакомления с химическими элементами существует путь сравнимого изучения их, при котором прослеживается изменение форм соединений элементов в зависимости от изменения величины атомных весов, раскрываются причины сходства и различия элементов и предугадываются свойства образуемых ими веществ.

«Главный интерес химии,— говорит Д. И. Менделеев,— в изучении основных качеств элементов, а так как их природа нам еще вовсе неизвестна и так как для них мы ныне твердо знаем только два измеряемые свойства: способность давать известные формы соединения и то их свойство, которое называется весом атома, то остается только один путь к основательному с ними ознакомлению — это путь сравнительного изучения элементов на основании этих двух свойств» (Д. И. Менделеев, Основы химии, изд. 2, т. 2, стр. 920). Рассмотрим, как происходит изучение химических элементов до ознакомления с периодическим законом.

Изучение каждого химического элемента начинается с выяснения вопроса о нахождении элемента в природе и способов получения его в свободном состоянии. Затем учащиеся знакомятся с аллотропией, физическими и химическими свойствами и с применением простых веществ, образуемых данным элементом. Д. И. Менделеев строго различает понятия «простое вещество» и «элемент». Затем рассматриваются соединения элемента.

Здесь Менделеев придерживается следующих принципиальных положений:

1. Начинать изучение с неопределенных по составу соединений (растворы) и переходить к определенным по составу соединениям; от нестойких переходить к малостойким и стойким соединениям.

На примере малостойких и неопределенных по составу соединений показывается влияние, как выражается Д. И. Менделеев, механических сил, на примере стойких и определенных по составу соединений — химического сродства, химических сил. Малостойкие соединения знаменуют переход от соединений, обусловливаемых главным образом механическими силами, к соединениям, обусловливаемым ясно выраженными химическими силами. Таким образом физика связывается с химией.

2. Постепенно систематизировать многообразие форм соединений и, наконец, показать, что существует всего восемь типов (RX—RX8), из которых все встречаются у кислородных соединений и четыре первых простейших — у водородных соединений, и что наличие только этих восьми форм не случайно, а выражает какие-то глубокие свойства атомов. Показывать, что формы соединений не безразличны к их характеру, что определенным формам соединений соответствует и определенная химическая природа их.

На примере кислородных солеобразных соединений Д. И. Менделеев показывает скачкообразное развитие их форм от наиболее простой R20 к наиболее сложнойRO4, изменение при этом основных свойств в прямо противоположные — в кислотные.

3. Констатировать сходство элементов по наличию у них предельных форм водородных и кислородных соединений, ибо действительно сходными являются те элементы, которые имеют одинаковые предельные высшие формы кислородных и водородных соединений; на этом основании систематизировать элементы в естественные группы.

4. Изучать подробно один из элементов естественной группы, чтобы по одному элементу предугадывать свойства аналогов и тем сократить время на изучение их.

5. Сравнивать элементы естественных групп и при этом обращать внимание не только на сходственные признаки, но и обязательно на различия, благодаря которым элементы являются ясно выраженными индивидуальностями; прослеживать изменение свойств элементов в связи с изменением коренного их свойства — величины атомного веса.

6. Сравнивать свойства простых веществ и соединений несходственных элементов (т. е. элементов разных групп) в зависимости от величины атомных весов.

После изучения периодического закона описанный выше подход к изучению элементов сохраняется, но в нем появляется новый момент. Теперь Д. И. Менделеев исходит из положения элементов в системе, определяет из этого положения свойства элементов (предвидение) и затем доказывает правильность этих определений путем рассмотрения опытного материала.

Такова методика изучения химических элементов, применяемая Д. И. Менделеевым.

Все изложение «Основ химии» проникнуто стремлением возбудить пытливость у учащихся. «Им (изложением основ химии. — С. Ш.) более всего я желаю возбудить пытливость» (Д. И. Менделеев, Основы химии, изд. 12, ОНТИ, Госхимиздат, М.—Л., 1934, стр. 13). Для возбуждения пытливости Д. И. Менделеев применяет следующие приемы: ознакомление учащихся со способами разрешения научных проблем в истории науки, всесторонний подход к изучаемым явлениям, рассмотрение их во всех связях и отношениях, в движении и развитии; теоретическое объяснение изучаемых вопросов; подтверждение теоретического объяснения опытным материалом; выведение разнообразных следствий из достигнутого решения проблем, важных для понимания природы и производствен- и деятельности человека; постановка новых проблем и горячий призыв к их решению.

Учитель химии. Успех образования и воспитания зависит от учителя. Учитель — центральная фигура в школе. Чтобы учитель мог успешно влиять на учеников, он должен обладать рядом качеств.

Прежде всего учитель должен хорошо знать свой предмет: «Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит» (Д. И. Менделеев, Заметки о народном просвещении России, 1901, стр. 9). Чтобы знать предмет, недостаточно получить хорошее образование, надо, будучи учителем, поспешать за развитием науки. Нельзя перегружать учителей уроками. У них должно быть свободное время «следить за успехами излагаемой науки» (Д. И. Менделеев, Заветные мысли, 1905, стр. 256), чтобы быть на уровне ее достижений.

Но одного знания предмета недостаточно. Надо иметь широкое общее образование, быть ориентированным в смежных областях науки, чтобы раскрывать перед учащимися величественную картину мироздания, показывать роль химии в понимании ее. Но и этого недостаточно. Учитель должен иметь серьезную философскую подготовку, чтобы всесторонне освещать предмет и доносить до учащихся «философские основы науки». Педагог, «не обладающий общим философским мировоззрением, не может производить того плодотворного действия, которое от него ожидается» (Д. И. Менделеев, Проект училища наставников, 1906, стр. 4).

Глубокое знание своего предмета, широкий научный кругозор, философская подготовка — это важные качества учителя. Однако подлинным воспитателем молодого поколения учитель может стать только при условии широкой педагогической подготовки. «Высшее зло, особенно для средних школ, которого надо бояться в учителях, состоит в узости их педагогических убеждений» (Д. И. Менделеев, Заметки о народном просвещении России, 1901, стр. 22).

Педагогические идеи Д. И. Менделеева носили глубоко прогрессивный характер и возбуждались в нем русской действительностью того времени, стремлением найти пути преодоления отсталости России, желанием видеть свой народ идущим впереди других народов мира.

После оформления Д. И. Менделеевым и А. М. Бутлеровым основ современной методики химии вся последующая история ее развития вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции была историей борьбы материалистического, менделеевско-бутлеровского направления с идеалистическим, развивавшимся на Западе и в США и поддерживавшимся в России отдельными химиками.

Статьи по теме