Д. Дальтон (1766—1844). Основу науки, по Дальтону, составляют факты, добытые опытным путем. Но факты приобретают смысл и познавательное значение только тогда, когда они освещаются теорией. Теория объединяет факты, устанавливает связи между ними, позволяет предвидеть новые факты. В области химии такой теорией является атомная теория, которая сводит видимые превращения веществ к изменению их внутреннего строения. Отсюда видно, что Д. Дальтон глубже и правильнее понимает науку, чем А. Лавуазье.

Кроме атомной теории, предметом изучения должна быть также и теория теплоты. Теплород оказался нужным Д. Дальтону для того, чтобы объяснить движение атомов, их соединение и разъединение.

Поскольку факты приобретают подлинно научное значение, когда освещены теорией, постольку изложение химии должно начинаться с теории, разъясняемой на ряде ярких фактов.

Свою книгу «Новая система химической философии» Д. Дальтон построил из трех частей. В первой части он осветил общее учение о теплороде, во второй части — учение о строении тел, главным образом газов, в третьей части — учение о химическом синтезе, где дал описание свободных элементов и бинарных соединений, на которых легко демонстрируются теоретические положения, изложенные в первых двух частях.

Таким образом, Д. Дальтон начинает преодоление ползучего эмпиризма в преподавании химии, навязанного А. Лавуазье. Разумеется, материалы, изложенные в «Новой системе химической философии», давно устарели. Но принципы изучения химии, выдвинутые в ней: возможно более раннее изучение теории, изучение ее на ярких фактах, ознакомление учащихся не только с теорией строения веществ, но и с энергией, показ теории при описании фактов, которые подтверждают теорию и разъясняют ее научное значение, достижение, таким образом, единства теории и фактов — сохранили свое значение до настоящего времени. Все эти принципы являются дальнейшим развитием тех, которые были выдвинуты М. В. Ломоносовым.

После Д. Дальтона принцип единства фактов и теорий в преподавании химии отстаивали И. Я. Берцелиус и другие химики.

Джон Дальтон

Джон Дальтон (1766-1844)

В основу своего учебника химии И. Я. Берцелиус (1779—1848) положил дуалистическую теорию, как известно, не выдержавшую проверки практикой. Но в системе И. Я. Берцелиуса было много прогрессивного. Он придавал огромное значение возбуждению и поддержанию интереса к изучению химии, главным средством которого считал проникновение фактов атомно-молекулярной теории и оставление изучающего химию в постоянном желании узнать, что же было дальше. Поэтому ознакомление с методами добывания фактов и исторические справки должны занять видное место в преподавании. Факты, по И. Я. Берцелиусу, должны располагаться в таком порядке, чтобы их можно было легко запомнить, сравнить и чтобы на примере одного вещества можно было охватить свойства класса. Поэтому надо сочетать два пути в расположении учебного материала;

а) одновременное рассмотрение элемента и его соединений и

б) рассмотрение сначала простых веществ, затем бинарных, дальше тройных соединений и т. д. Начинать изучение следует с тех веществ, по отношению к которым изучаются простые вещества. Величайшей заслугой И. Берцелиуса было введение в преподавание химии химического языка, облегчающего понимание химических процессов с точки зрения атомистики и дающего наглядное выражение количественной стороны химических реакций.

Дальнейшая и притом успешная борьба за внедрение в преподавание химии атомно-молекулярных представлений, за связь фактов и теорий, за проникновение первых вторыми принадлежит С. Канниццаро.