РАрендт. Задачу преподавания химии Р. Арендт видел прежде всего в воспитании мышления, а затем уже в сообщении определенной суммы знаний. Но так как в процессе преподавания химии можно достигнуть развития мышления применением индуктивного метода, то этот метод должен быть положен в основу отбора и расположения учебного материала и методики преподавания его. Для общеобразовательной школы должен быть создан методический курс, в котором знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельно развивающегося наблюдения и эксперимента, раскрывающих причины явлений. Поэтому индуктивный метод надо применять в исследовательской форме. Наблюдение и эксперимент должны создать у учащихся представления и на их основе понятия.

Сначала должны показываться опыты, которые знакомят учащихся с внешними изменениями вещества; далее — опыты, которые приводят к различению физических и химических явлений, к образованию умения сравнивать и сопоставлять данные наблюдения и делать из них простейшие выводы; наконец, должны ставиться опыты, которые развивают способность одновременно познавать чувством и умом. Так создаются химические понятия.

Задача обучения не ограничивается образованием отдельных понятий. Необходимо, чтобы понятия были связаны в систему. Это достигается классификацией фактов. Р. Арендт считает всякую классификацию субъективной. Классификация лишь в большей или меньшей степени точно описывает и располагает химические факты. Лучшей в дидактическом отношении, по мнению Р. Арендта, является классификация И. Я. Берцелиуса, в которой сначала изучаются простые вещества, затем бинарные соединения их, потом тройные соединения и т. д., так как обучение здесь строится от простого к сложному, от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Ознакомление с этими группами веществ должно быть внутренне связано. Эта внутренняя связь достигается изучением химических реакций. Реакция, по Р. Арендту, является путеводной нитью и мерой продвижения вперед. Ей подчиняется материал. В процессе изучения специально подобранных химических реакций учащиеся должны найти химические законы и составить себе общие химические понятия. Будучи выведенными из фактов, эти химические законы и понятия установят логическую связь между причиной и действием.

В низших школах обучение химии должно ограничиваться, по Р. Арендту, фактами и раскрытием причинных связей. Теоретическим воззрениям не место в этих школах. В средних школах факты должны даваться в системе. Тут могут найти место рассуждения об атомах и молекулах, но они должны быть подвергнуты обсуждению, чтобы учащиеся создали к ним отношение как к материалу науки, не имеющему еще положительного значения (позитивизм). Положительное значение в науке имеет только чувственное восприятие и добываемые посредством его факты, а также знание взаимной связи, устанавливаемой индукцией. Таким образом, прививается идеалистический взгляд на роль теории и гипотезы в науке.

На основе этих методических положений Р. Арендт строит курс химии для общеобразовательной школы «Основные начала химии и минералогии», который впервые был издан в 1884 г., широко применялся в средних школах за границей и в России.

Весь курс Р. Арендта был по существу развитием одной темы «Окислы, кислоты, основания и соли». Сначала он излагает вопрос о простых веществах и показывает переход их в кислоты, в сернистые и хлористые соединения (т. е. в соли); далее он знакомит с окислами, основаниями и кислотами, с их образованием, общими свойствами, разложением и растворимостью их в воде. Затем Р. Арендт излагает сведения об органических соединениях. На этом и заканчивается курс химии. Вещества изучаются так, что генетическая связь между ними, ведущая к составлению правильных понятий о химических элементах, теряется. Химия — наука об элементах. У Р. Арендта на это нет даже намека. Он не дает ни понятия о химических элементах, ни понятия о системе химических элементов. Без атомистики нет современной химии. А атомистика Р. Арендтом расценивается как материал второго сорта, который он снисходительно дает, но которым почти не пользуется. Он эмпирик от начала до конца. Возведя в принцип бессистемность, Р. Арендт все сделал, чтобы в сознание учащихся не проникли материалистические обобщения.

Р. Арендт создал ненаучную, искусственную, формально логическую, индуктивистскую систему преподавания химии.