В. Оствальд. Методические курсы Р. Арендта и Ф. Вильбранда, построенные в противовес систематическим, не могли удовлетворить школу, от которой требовалось, чтобы она на ряду с развитием умственных способностей давала и определенную сумму прочных знаний.

Первой попыткой на Западе в конце XIX и начале XX в.сочетать методические требования с требованиями систематических знаний была «Школа химии» (1904 г.) В. Оствальда. Эта попытка объяснялась Оствальдом тем, что составленный Ю. Штекгардтом в сороковых годах систематический курс химии на экспериментальной основе устарел.

В. Оствальд поставил перед собой задачу, используя все положительное (экспериментальную основу и систематический подход) в курсе Ю. Штекгардта, построить современный курс элементарной химии, в который были бы внедрены и некоторые достижения общей и физической химии. Свой новый курс Оствальд назвал «Школой химии» и составил ее в виде диалога учителя с учеником.

В. Оствальд — представитель разновидности идеалистического эмпиризма — энергетизма, отрицающего обусловленность эмпирического опыта объективной реальностью.

Согласно своим философским взглядам В. Оствальд находит, что химия должна изучаться эмпирически экспериментальным методом. Кроме фактов, в курс химии Оствальд вводи! также общие понятия и законы, но трактует их идеалистически, как удобные символы описания фактов, как субъективное средство систематизации материала.

Среди этих общих понятий важнейшая роль отводится понятию энергии. Вещества рассматриваются как источник энергии, как нечто сводимое в конечном счете к энергии. Ценность веществ обусловливается заключенной в них энергией. Энергетическими понятиями В. Оствальд постоянно пользуется на протяжении всего курса.

Элементарный курс химии Оствальд делит на две части общую и специальную.

В общей части он знакомит своего ученика с веществами и их свойствами, с однородными веществами и смесями, с растворами, агрегатными состояниями тел, с горением, кислородом, энергией с химическими соединениями и их составными частями, с законом постоянства состава, с элементами и общим обзором их. Далее он сообщает сведения о водороде, о реакциях замещения, окисления и восстановления, о воздухе, азоте, углероде и его соединениях.

В специальной части В. Оствальд знакомит своего ученика с хлором, кислотами и основаниями, эквивалентами и соединительными весами. Тут же дает понятие об атоме, без которого хотя и можно, по мнению В. Оствальда, обойтись, но которое удобно, чтобы представить себе количественное соотношение элементов в соединениях. Но в самой действительности ничто, разъясняет В. Оствальд, не соответствует этому понятию. Наука имеет дело только с эмпирическими данными. Далее освещается закон кратных отношений, разграничиваются понятия «эквивалент» и «атомный вес», дается закон объемных отношений газов, понятие о молекуле и объеме грамм- молекулы при нормальных условиях. После этого ученик знакомится с теорией электролитической диссоциации и с электролизом воды. В свете ионной теории освещаются кислоты и соли, рассматриваются реакции обмена и правила Бертолле. Затем продолжается изучение неметаллов: кислородные соединения хлора, бром, иод, сера, азот, фосфор, углерод, кремний и их соединения. В главе об углероде даются элементы термохимии, а при освещении кремния — понятие о коллоидных растворах. Дальше ученик знакомится с щелочными и щелочноземельными металлами, с алюминием, железом, марганцем, хромом, кобальтом, никелем, цинком, медью, свинцом, ртутью, серебром, оловом, золотом и платиной. При изложении сведений о меди учащиеся знакомятся с рядом напряжений металлов и с гальваническими парами.

Весь курс построен так, чтобы доказать, что можно обойтись без атомно-молекулярного учения. Если и обращается В.Оствальд к этому учению, то только как к одному из удобных средств, для того чтобы облегчить понимание эмпирических данных, которые и составляют, по В. Оствальду, настоящую науку. С точки зрения В. Оствальда, в периодическом законе химики имеют дело не с законом природы в строгом смысле слова, а с принципом классификации чего-то не вполне определенного. Раз атомы не имеют реального существования, то и химические элементы есть что-то, не вполне определенное. Всякая классификация для В. Оствальда субъективна. Периодическая система химических элементов для него также не имеет объективного значения.

Будучи активным идеалистом, В. Оствальд не случайно напал на атомистику. С атомистикой всегда был связан материализм. Желая подорвать естественнонаучный материализм в его основе, В. Оствальд выступает против атомного учения и его высшей ступени — периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Никто другой не снизил так научно- теоретический уровень преподавания химии в школе, как В. Оствальд.

Статьи по теме