Развернутое социалистическое строительство в стране потребовало многочисленных кадров, владеющих наукой и техникой. Школа должна была давать учащимся прочные и систематические знания основ наук, трудовые навыки, умение учиться дальше. Однако система обучения, внедрявшаяся Наркомпросом, и состояние образования в школах не обеспечивали такой подготовки. Школа неудовлетворительно готовила учащихся к обучению в техникумах и вузах. Положение дела в школе вступило в противоречие с требованиями социалистического строительства. Это противоречие было разрешено постановлениями Центрального Комитета ВКП(б) и Советского правительства, в которых было предложено изменить содержание, организацию и методы обучения в школе. В этих постановлениях были определены принципиальные основы методик учебных предметов, в том числе и методики химии.

В постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», опубликованном 5 сентября 1931 г., работникам просвещения было предложено руководствоваться указаниями В. И. Ленина об усвоении основ наук и о политехническом образовании. Наркомпросам союзных республик следовало организовать научно-марксистскую разработку программ, «обеспечив в них точно очерченный круг систематизированных знаний (роднойязык, математика, физика, химия, география, история)...» («Директивы ЦК ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917—1947 гг.», 1947. стр. 153).

ЦК ВКП(б) отметил, что, «применяя в советской школе различные новые методы обучения, могущие способствовать воспитанию инициативных и деятельных участников социалистического строительства, необходимо развернуть решительную борьбу против легкомысленного методического прожектерства, насаждения в массовом масштабе методов, предварительно на практике не проверенных, что особенно ярко в последнее время обнаружилось в применении так называемого «метода проектов». Вытекавшие из антиленинской теории «отмирания школы» попытки положить в основу всей школьной работы так называемый «метод проектов» вели фактически к разрушению школы» (там же, стр. 153).

ЦК ВКП(б) разъяснил, что политехническое обучение, входящее в состав коммунистического образования, должно дать учащимся знание основ наук, знакомить учащихся «в теории и на практике со всеми главными отраслями производства» и так проводить соединение обучения с производительным трудом, «чтобы весь общественно производительный труд учащихся был подчинен учебным и воспитательным целям школы» (там же. стр. 154).

Через год в постановлении от 25 октября 1932 г. ЦК ВКП(б) опять отметил неудовлетворительность отдельных программ и предложил привести «объем и характер учебного материала этих программ в полное соответствие с возрастными особенностями детей...» (там же, стр. 161), включить в состав учебных занятий лабораторные работы по физике, химии и биологии, привлекать в учебную работу материалы социалистического строительства, доступные учащимся, обеспечить связь между программами по физике, химии, математике и другим предметам. ЦК указал, что политехнический принцип «не требует обучения всему, но требует обучения основам современной индустрии вообще» (запись В. И. Ленина на III сессии ВЦИК VII созыва 26—27 сентября 1920 г. по докладу Наркомпроса) (там же, стр. 162).

Основной формой организации учебной работы должен быть Урок по определенному расписанию. «Преподаватель обязан систематически, последовательно излагать преподаваемую им дисциплину, всемерно приучая детей к работе над учебником и книгой, к различного рода самостоятельным письменным работам, к работе в кабинете, в лаборатории, учебной мастерской и широко применяя, наряду с этими основными методами, различного рода демонстрации опытов и приборов, экскурсии (на завод, в музей, в поле, в лес и т. п.);при этом преподаватель должен всемерно помогать детям при затруднениях в их учебных занятиях. Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, широко практикуя различные задания, в меру овладения определенным кругом знаний (решение задач и упражнений, изготовление моделей, работа в лаборатории, собирание гербариев, использование пришкольных участков в учебных целях и т. п.)» (там же, стр. 163).

ЦК потребовал обеспечить руководящую роль учителя во всей учебной работе, организовать систематический индивидуальный учет знаний учащихся, внимательно изучать каждого учащегося в процессе учебной работы, поднять дисциплину среди учеников.

Было указано на необходимость организовать производство учебных пособий для преподавания физики, химии и других предметов.

В этом же постановлении ЦК ВКП(б) предложил Нарком- просу «срочно разработать методики по отдельным дисциплинам (подчеркнуто нами. — С.Ш.), а также по различным видам учебно-воспитательной работы (например, в лаборатории, на производстве, на пришкольном участке) применительно к возрастным особенностям учащихся» (там же, стр. 164).

В постановлении от 12 февраля 1933 г. ЦК ВКП(б) осудил линию Наркомпроса и ОГИЗа по созданию «рабочих книг» и «рассыпных учебников» и предложил создать стабильные учебники для использования в течение большого числа лет.

В постановлении, опубликованном в «Правде» от 16 мая 1934 г., СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) установили новую структуру школы: начальная школа (с Iпо IV классы), неполная средняя (с Iпо VII классы) и средняя школа (с Iпо X классы).

3 сентября 1935 г. СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) вынесли постановление «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе», сыгравшее большую роль в наведении порядка в школе, а 4 июля 1936 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», в котором потребовал восстановить полностью в правах педагогику и педагогов, ликвидировать и раскритиковать лженауку педологию.

В ряде других решений ЦК ВКП(б) и Советского правительства были поставлены задачи усиления идеологического воспитания учащихся.

Постановления Коммунистической партии и Советского правительства о школе имели большое значение для советскойшколы. В течение трех-четырех лет по всем основным предметам, в том числе и по химии, были созданы новые программы, учебники, сборники задач и упражнений, методики преподавания учебных предметов.

Большую работу по перестройке преподавания химии в это время провел В. Н. Верховский в содружестве с Л. М. Сморгонским и Я. Л. Гольдфарбом.

Под руководством В. Н. Верховского были созданы «Программы по химии». Им был написан учебник «Неорганическая химия» и совместно с Я. Л. Гольдфарбом и Л. М. Сморгонским — учебник «Органическая химия». Я. Л. Гольдфарб и Л. М. Сморгонский создали в это время книгу «Задачи и упражнения по химии». В 1935 г. вышла в свет «Методика преподавания химии», где общая часть и методические указания к изучению неорганической химии были составлены В. Н. Верховским, а по органической химии — Л. М. Сморгонским и Я. Л. Гольдфарбом. И наконец, было выпущено в свет новое издание книги «Техника и методика химического эксперимента в школе» В. Н. Верховского. Эти работы составили основу методики преподавания химии, применялись на практике в течение многих последующих лет и сохранили свое значение до настоящего времени.

В. Н. Верховский(1873—1947). Еще до Великой Октябрьской социалистической революции В. Н. Верховский вместе с С. И. Созоновым выступают за включение химии в учебные планы средних учебных заведений. Это обосновывается тем, что химия имеет огромное значение для развития производительных сил страны, для усвоения естественных наук, для получения целостной картины жизни природы.

Чтобы внедрить химию в школу, надо было определить ее содержание, разработать методы преподавания. Эту задачу выполняют С. И. Созонов и В. Н. Верховский, выпустив в свет в 1911 г. учебник химии под названием «Элементарный курс химии», а в 1915 г. — этот же учебник в сокращенном виде под названием «Учебник химии», выдержавший десять изданий. Работая в Тенишевском коммерческом училище в Петербурге, они в процессе преподавания разработали методику обучения химии, в том числе методику практических занятий, и составили блестящее пособие для проведения их: «Первые работы по химии».

После Великой Октябрьской социалистической революции В. Н. Верховский становится одним из выдающихся борцов за правильную постановку преподавания химии в единой трудовой школе. Как указано было выше, программа, составленная им по химии в 1920 г., могла стать основой для создания систематического курса химии. Но, как известно, было принято направление, представлявшееся П. П. Лебедевым. В. Н. Верховский временно отошел от участия в работе по развитию среднего химического образования в стране. Однако он не согласился с П. П. Лебедевым и вел борьбу за систематическое преподавание химии.

A description...

Вадим Никандрович Верховский (1873-1947)

На конференции ленинградских учителей химии весной 1931 г. В. Н. Верховский выступил против программы 1930 г. и предыдущих годов, требуя систематического построения курса химии. «Без стройной системы невозможно воспринимать и удерживать в памяти теоретический, материал,— говорил он. — Систематичность преподавания имеет не только большое познавательное, но и дидактическое значение» (журнал «На фронте коммунистического просвещения», 1931, № 4 и 5). В этом же выступлении перед учителями В. Н. Верховский разъяснил имевший в то время большую актуальность вопрос о связи теории и практики. Он говорил: «Между теорией и практикой, между теорией и мировоззренческим материалом не должно быть разрыва: только тогда, когда наука в школе будет поднята на высшую ступень, мы достигнем цели... Практика должна быть стимулом к изучению теории. Теория должна служить объяснению практики, должна проверяться практикой» (там же, стр. 24).

Через некоторое время В. Н. Верховский опять выступил в журнале «На фронте коммунистического просвещения», № 7, со статьей, где подверг критике новую программу, утверждая, что авторы не выполнили указаний ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 г., так как в эту программу еще не вошли основы химии.

В 1932 г. по заданию Наркомпроса В. Н. Верховский составил программу по неорганической химии для VI—VIII классов, которая после обсуждения в комиссии была принята Нарком- просом и с некоторыми изменениями применялась более двадцати лет.

Перед преподаванием химии были поставлены следующие задачи:

1. Обеспечить усвоение определенной системы химических знаний, необходимых для диалектико-материалистического осознания совершающихся в природе процессов и для понимания основных проблем, связанных с химизацией страны.

2. Познакомить учащихся с научными основами химического производства, а также с ролью химии в обороне страны.

3. Дать навыки в области химического языка, обращения с лабораторной посудой, принадлежностями, в пользовании химическим экспериментом.

Исходя из этих задач, формулируются принципы построения программы:

1.«Подбор и расположение программного материала должны подвести учащихся к пониманию естественной системы элементов (т. е. периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. — С. Ш.) и к созданию идеи развития материи.

2. Развертывание программы по годам обучения должно строго сообразоваться с возрастными особенностями и общей подготовкой учащихся.

3. В целях устранения коренного недостатка старой школы — догматизма для всех основных понятий должны быть даны конкретные предпосылки. Это не означает, что учащийся должен все химические понятия и законы выводить «из опытов». Но всякое обобщение должно соответствовать живому наблюдению. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике— таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 38, стр. 161).

4. Необходимо отказаться от попыток давать в одном занятии или в небольшом цикле занятий весь материал по данному вопросу в законченном виде. (Программа, как видно из ее текста, время от времени возвращается к ранее пройденным понятиям, поднимая их на более высокий уровень, показывая их новые стороны, связи.)

Программа должна правильно сочетать теоретический материал с проблемами социалистического строительства и химизации страны.

5.Должно быть установлено надлежащее соотношение между теоретическим материалом, лабораторными занятиями и демонстрациями.

6. В программе должен быть отмечен материал, имеющий важное значение для идеологического воспитания, как например реальность атома, анализ и синтез, проблема развития в неорганическом мире и т. д.

7. Программа должна иметь в виду использование в соответствующих случаях истории развития химии» («Программы средней школы», выпуск второй, 1932, стр. 24—25).

Таким образом, были сформулированы важные принципы построения программы, сохранившие свою силу до настоящего- времени.

В 1933 г. В. Н. Верховский совместно с Л. М. Сморгонским составляют программу для IX класса по органической химии и для X класса по аналитической химии, которые также были приняты Наркомпросом.

В последующие годы произошли некоторые изменения в построении программ средней школы. В 1934 г. преподавание химии было снято в

VI. классе, так как учащиеся этого класса не усваивали надлежащим образом атомистику. В 1936 г. из программы были исключены качественный и количественный анализ, перегружавшие курс химии и не находившие в школах соответствующих условий.

A description...

Леонид Михайлович Сморгонский (1901-1952)

Курс химии был оформлен в следующем виде:

VII класс — вещества и их превращения; вода; кислород и водород; первое понятие об элементе; закон сохранения веса вещества; воздух; закон постоянства состава; атомно-молекулярное учение; окисление и восстановление; окислы, основания, кислоты и соли;

VIII класс— окислы, основания, кислоты и соли; галогены; растворы; сера; азот и фосфор;

IX класс — углерод и кремний; понятие о дисперсных системах; периодическая система элементов; строение атома; общие свойства металлов, щелочные и щелочноземельные металлы, медь (эта тема была снята из программ во время войны), алюминий, хром и марганец (эта тема была также снята во время войны), железо;

X класс — предмет органической химии, молекулярные формулы и формулы строения; углеводороды; спирты и фенолы, простые эфиры; альдегиды, кетоны, кислоты; сложные эфиры, жиры; углеводы; нитросоединения, амины, аминокислоты, белковые вещества; повторение курса химии.

Центральное место в систематическом курсе химии средней школы заняла периодическая система Д. И. Менделеева. В своем учебнике В. Н. Верховский прекрасно показал, что изучение химии до ознакомления с периодическим законом и периодической системой служит подготовке учащихся к сознательному усвоению их. Кроме ознакомления с химическими элементами и формами соединений, по отношению к которым и через посредство которых изучаются и характеризуются химические элементы, В. Н. Верховский знакомит учащихся с естественными группами элементов, с закономерностями изменения свойств этих элементов по мере возрастания величины атомных весов. Он рассматривает изменение форм и свойств соединений последующей группы и сравнивает их с рассмотренными ранее. После ознакомления учащихся с периодической системой В. Н. Верховский знакомит учеников со строением атомов, что было также большим шагом вперед в направлении дать ученикам современное химическое образование. Далее он переходит к изложению сведений о металлах, но, к сожалению, автору не удалось полностью использовать при этом научное и дидактическое значение периодического закона и теории строения атомов.

Органическая химия была от начала и до конца построена на основе теории химического строения.

В курс химии средней школы были включены сведения о- современных способах производства серной кислоты, аммиака, азотной кислоты, чугуна, стали и других материалов, об успехах органического синтеза. Изучая эти производства, учащиеся знакомились с научными принципами химической индустрии.

В целом курс химии, оформившийся к 1936 г., удержал все ценное, что было создано в методике Д. И. Менделеевым и А. М. Бутлеровым.

В работе В. Н. Верховского дальнейшее развитие получил и вопрос о методах преподавания химии.

Основным методом изучения веществ и их превращений должен быть эксперимент, так как он является основным методом химической науки. Эксперимент замечателен тем, что с помощью его не только можно изучить явления, совершающиеся в природе, объяснить и понять их, но и создать новые явления подтверждая тем самым правильность познания закономерностей мира. В. Н. Верховский говорит: «При помощи опыта, эксперимента мы не только изучаем отдельные объекты природы, отдельные явления, но и изменяем природу, создаем новые,, никогда не бывшие в природе объекты и тем подтверждаем наше понимание закономерности природных явлений, понимание их взаимной связи» (В. Н. Верховский, Я. Л. Гольдфарб и Л. М Сморгонский, Методика преподавания химии,. 1936, стр. 5). Путем эксперимента накапливаются факты. Факты— основа науки. «Только эксперимент может дать учащемуся тот материал, который необходим для формирования правильного и достаточно глубокого понимания основ химии... Только в том случае, если учащийся является непосредственным наблюдателем явления, создаются условия, необходимые для развития его наблюдательности, умения конкретно мыслить, уменья базироваться на фактах, а не на словах. Факт, живое, непосредственное наблюдение должны быть отправной точкой знаний учащегося» (там же, стр. 6). Но учащихся нельзя оставлять в кругу фактов, тем более изолированных между собой. «Эксперимент должен привести учащегося к пониманию важнейших закономерностей химии» (там же, стр. 6).

В. Н. Верховский различает следующие виды эксперимента: Демонстрационный эксперимент (учащиеся наблюдают опыты,показываемые учителем); опыты, которые производятся учащимися по указанию преподавателя, без особой мотивировки необходимости их; опыты, проделываемые учащимися для решения определенного вопроса, поставленного преподавателем; опыты исследовательского типа, когда учащиеся решают какую-то проблему; опыты исследовательского характера, когда учащиеся разрабатывают гипотезу и план работы (по существу это опыты-задачи); опыты, которые только иллюстрируют изложение и не имеют исследовательского характера. В. Н. Верховский указывает, что опыты должны быть наглядными, в максимальной мере простыми, не перегружать урока и даваться в меру. Все опыты следует предварительно проверять, чтобы они удавались и были безопасными для учащихся.

В. Н. Верховскому принадлежит заслуга разработки новой формы урока — лабораторного урока по химии. Лабораторные уроки В. Н. Верховский считает основной, но не единственной формой преподавания химии в средней школе. Сущность лабораторного урока заключается в том, что учитель систематически и последовательно излагает материал учащимся, а учащиеся, имея на своих столах вещества и приборы, проделывают под руководством учителя по ходу изложения отдельные опыты, рассматривают вещества и получают, таким образом, конкретные знания об их свойствах и превращениях. К необходимости лабораторных уроков В. Н. Верховский пришел, анализируя недостатки демонстрационных опытов (не все учащиеся видят то, что им показывает учитель, и потому не получают конкретных знаний) и недостатки практических занятий (отрыв эксперимента от систематического изложения химии). В лабораторном уроке эти недостатки исчезают. «Учащийся ясно видит малейшую деталь явления, ему до тех пор незнакомого, он не только видит, но и обоняет, осязает, вообще, воспринимает всеми органами чувств. От наблюдений учащийся переходит к теории, к обобщениям, которые он делает под непосредственным руководством преподавателя, сразу же выправляющего все неправильное в понимании явления, затем переходит к новым наблюдениям и опытам, или разрешающим вновь возникающие вопросы, или подтверждающим полученные выводы» (там же, стр. 14). Руководство учителя этой работой делает ее исключительно эффективной.

Но, выдвигая лабораторный урок как форму самостоятельной экспериментальной работы учащихся, В. Н. Верховский напрасно осуждает практические занятия. Нельзя согласиться с ним, что «практические занятия, параллельные курсу, имеющие ценность в высшей школе, совершенно непригодны для средней школы, особенно для VII—VIII классов» (там же, стр. 14).

На практических занятиях интерес учащихся так же высок, как и на лабораторных уроках, и при этом достигается хорошее усвоение учебного материала. На лабораторных уроках приходится применять самые простые и кратковременные опыты, чтобы не нарушать ход изложения материала, вследствие чего лабораторные опыты не вооружают учащихся в достаточной мере практическими навыками. Практические занятия способствуют развитию самостоятельности и инициативы, формированию экспериментальных навыков у учащихся. Поэтому наряду с лабораторными уроками определенное место должны иметь и практические занятия.

С точки зрения В. Н. Верховского, в преподавании химии могут быть элементы научного познания, т. е. элементы исследования. Под исследовательским методом надо подразумевать «все случаи привлечения учащихся к более или менее самостоятельному разрешению при помощи эксперимента выдвигаемых преподавателем или возникающих в процессе работы вопросов, независимо от их объема и характера» (там же, стр. 18).

В. Н. Верховский считает, что подобно тому, как диалектико-материалистическое познание идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, так и в процессе обучения ознакомление учащихся с превращением веществ должно развертываться от наблюдения к осмыслению его данных к новому эксперименту. Как в процессе химического исследования формой развития научных знаний является гипотеза, так и на лабораторных уроках гипотезе должно быть отведено видное место. -Учитель, по В. Н. Верховскому, должен ставить учащихся перед противоречиями между имеющимися- знаниями и новыми фактами. Противоречие между старыми способами объяснения и новыми фактами стимулирует возникновение гипотез, призванных объяснить новые факты. Подтверждение гипотез продвигает вперед познание учащихся.

Но В. Н. Верховский против одностороннего применения исследовательского подхода к изучению химических явлений. «Всякая односторонность в преподавании является крайне вредной. Нет и не может быть какого-нибудь универсального метода. Преподавание должно быть возможно более гибким: для каждого момента педагогического процесса должен быть использован тот метод, который более всего подходит» (там же, стр. 24). Необходимо применять разнообразные методы в соответствии с содержанием учебного материала.

В. Н. Верховский против одностороннего применения лабораторных уроков. Многие вопросы химии могут быть преподаны учителем путем беседы, лекции, экскурсии или другими путями. Он показывает, как должны строиться подобные уроки.

Пропагандируя эксперимент, В. Н. Верховский одновременно призывает к изучению химической теории. «Признавая громадное значение эксперимента в преподавании химии, мы не Должны, однако, сводить преподавание к грубому эмпиризму ииндуктивизму. В истории преподавания химии было время, когда все, что не вытекает непосредственно из опытов и не может быть показано, объявлялось догмой. Считалось, что в преподавании нельзя останавливаться на теориях и обобщениях, которые не могут быть обоснованы школьными опытами. Такая точка зрения, конечно, неправильна. Учащиеся должны получить ясное представление о том, что теория основывается на фактах и что открытие новых фактов в большинстве случаев является следствием применения теории. Но после того как это учащимися усвоено, после того, как они получили достаточный запас химических фактов, они могут вполне ясно понять теорию и без того, чтобы непосредственно наблюдать все факты, лежащие в основе данной теории» (там же, стр. 6—7).

В. Н. Верховский впервые в советской методике химии сформулировал ряд положений по вопросу о формировании и развитии научных понятий в сознании учащихся в процессе преподавания. Опираясь на указания Ф. Энгельса, что понятия — это результаты, в которых обобщаются данные опыта, и что оперирование понятиями не врожденно, а приобретается в жизни, В. Н. Верховский выдвигает положение, что, с одной стороны, надо эмпирические факты обобщать в понятия, а с другой стороны, учить учащихся оперировать этими понятиями. Без усвоения фактов нельзя дать учащимся основных химических понятий. В выборе путей формирования понятий помогает знание истории образования и развития их в науке: «...мы должны дать себе ясный отчет, каким образом развилось, оформлялось данное понятие, а затем постараться аналогичным путем повести учащихся» (там же, стр. 30). Однако нельзя согласиться с В. Н. Верховским, что при формировании понятий нужно вести учащихся путем аналогии, так как в процессе обучения мы учитываем не столько историю, сколько логику развития их в науке.

На примере понятия «элемент» В. Н. Верховский разъясняет, как формировать и развивать основные понятия. Он показывает, как сформированное в начале обучения в VII классе понятие «элемент» углубляется и конкретизируется на следующих этапах изучения химии, т. е. при изучении атомистики, затем периодической системы и изотопов. «Задача педагога,— говорит В. Н. Верховский,— заключается в том, чтобы найти тот конкретный материал, тот минимум фактов, на котором он может построить подход к данному понятию, и ту последовательность, те обороты речи (даже и это имеет значение), которые приведут учащихся наикратчайшим и наиболее легким путем к отчетливому усвоению понятия, лучше сказать — формированию у него понятия» (там же, стр. 33). Заботясь о живом и многостороннем познании учащегося, мы не должны забывать, что многосторонность изучения достигается лишь постпенным увеличением числа сторон, что познание есть процесс. Соответственно этому мы должны строить и наше преподавание, всячески стараясь развивать понятия учащегося, а не начинять его готовыми формулировками» (там же, стр. 33).

В концепции В. Н. Верховского о формировании понятий вместе с тем имеется тот существенный недостаток,' что он недооценивает роль определений. Он считает, что достаточно усвоения всех существенных признаков понятия для того, чтобы овладеть им. Но с этим нельзя согласиться. Дело в том, что определение понятия имеет большое значение в познании, потому что, фиксируя наше внимание на главном, решающем, чем данное понятие отличается от других, оно помогает лучше усваивать и различать понятия, точнее мыслить и излагать свои мысли.

В учебнике для VII класса был принят несколько сложный подход к изучению атомной и молекулярной теорий, а в учебнике для VIII—X классов недостаточно систематически излагались сведения о веществах. Но в целом это был лучший учебник как в научном, так и в методическом отношении во всей мировой учебной литературе того времени для средней школы.

В своей книге «Техника и методика химического эксперимента в школе» В. Н. Верховский блестяще разработал оборудование лаборатории и основные опыты по курсу химии средней школы. Это настольная книга учителей, пользующихся у них заслуженным авторитетом.

Работа В. Н. Верховского в области методики химии и подготовки учителей химии была высоко оценена Советским правительством: ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР и действительного члена Академии педагогических наук РСФСР.