Культ личности И. В. Сталина оказал неблагоприятное влияние на развитие советской школы и образования. В практике работы школ постепенно начала складываться недооценка политехнического обучения и трудового воспитания учащихся. В 1937 г. Наркомпрос ликвидировал учебный предмет «трудовое обучение». Мастерские в школах были закрыты. Производственная практика на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах была прекращена. Резко сократилось число экскурсий на предприятия, в колхозы и совхозы, а также практических занятий и других видов самостоятельных работ учащихся. Урок стал единственной формой обучения с неизменной структурой: опрос, изложение нового материала, закрепление изложенного- и задание на дом. Обучение стало принимать словесный, абстрактный, оторванный от жизни и практики коммунистического строительства характер. Стали снижаться педагогическая инициатива и творчество учителей. Школа подготавливала учащихся к поступлению в техникумы и вузы и плохо готовила своих питомцев к жизни и труду. Между тем в связи с постепенным введением в городах всеобщего среднего образования число оканчивающих среднюю школу все увеличивалось и некоторая часть их должна была идти на практическую работу.

Преподавание химии также испытало это влияние культа личности Сталина.

Во время Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками школа стала ближе к жизни: помогая фронту, учащиеся стали работать на предприятиях, в колхозах и совхозах, участвовать в работе госпиталей и в пропагандистской работе - среди населения (уход за ранеными, читка газет, политинформации и т. д.), пионеры развернули тимуровскую работу, многие школьники участвовали в местной противовоздушной обороне. Появились методические работы об организации трудовых процессов с учащимися, занятий по военному делу, в том числе и по военной химии. Был сокращен учебный материал в программах и начата разработка учебных планов, приближающих школу к жизни.

В первые годы после окончания войны все усилия были направлены на ликвидацию последствий ее в области образования и на осуществление первых работ по дальнейшему подъему народного просвещения в стране. Однако задачи связи школы с жизнью, политехнического образования и трудового воспитания учащихся решались все же неудовлетворительно. Не было осуществлено приобщение учащихся к труду, к изучению техники и технологии производства. Только в отдельных передовых школах в это время делались некоторые попытки включить школьников в производительный труд. В большинстве же школ сохранялся отрыв обучения от жизни. Такое положение становилось особенно нетерпимым потому, что все увеличивающееся количество молодежи, оканчивающей среднюю школу, не имея возможности попасть в вузы (несмотря на непрерывно увеличивающееся число высших учебных заведений и студентов в них), должно было идти на практическую работу. Но выпускники средней школы оказывались неподготовленными к труду ни психологически, ни технически.

На XX съезде КПСС учебно-воспитательная работа общеобразовательной школы, в том числе и практика политехнизации ее, была подвергнута серьезной критике. В своих решениях съезд предложил развивать политехническое обучение в средней школе, знакомить учащихся с важнейшими отраслями современного промышленного и сельскохозяйственного производства. Средняя школа должна обеспечить приобщение учащихся к труду, осуществлять тесную связь обучения с трудом, воспитывать у подрастающего поколения коммунистическое отношение к нему.

Но и после XX съезда КПСС приобщение учащихся к труду на производстве осуществлялось в очень небольшом объеме. Поэтому не могла быть налажена и тесная связь обучения с трудом, специализация образования, надлежащая работа по трудовому воспитанию учащихся, по подготовке их к труду. Лишь отдельные школы стали в это время на путь систематической связи обучения с трудом (школы Москвы, Ленинграда, Украины, Ставропольского края, Рязанской и других областей), на путь осуществления политехнического образования.

Это положение дела в школах не могло не тревожить руководителей партии и правительства. В записке в Президиум ЦК КПСС Н. С. Хрущев подверг острой критике сложившееся в школах положение и предложил целый ряд конкретных мероприятий, чтобы укрепить связь школы с жизнью. ЦК КПСС поддержал эти предложения. Были разработаны тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» и после всенародного обсуждения их 24 декабря 1958 года Верховным Советом СССР был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР.

В этом Законе сказано: «Главной- задачей советской школы является подготовка учащихся к жизни, общественно полезному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического образования, подготовка образованных людей, хорошо знающих основы наук, воспитание молодежи в духе глубокого уважения к принципам социалистического общества, в духе идей коммунизма» (Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР, 1958, стр. 11). При этом восьмилетняя неполная средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа должна «давать учащимся прочные основы общеобразовательных и политехнических знаний, воспитывать любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности, осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание детей» (там же, стр. 12);

вечерняя (сменная) трехлетняя средняя общеобразовательная школа, в которой учатся лица, окончившие восьмилетнюю школу и работающие в одной из отраслей производства, должна давать полное среднее образование и повышать производственную квалификацию молодежи;

трехлетняя, средняя трудовая политехническая школа с производственным обучением, в которой учатся юноши и девушки, окончившие восьмилетнюю школу, должна давать полное среднее образование и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства или культуры.

В Законе указано: «Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе должна стать тесная связь обучения с трудом, с практикой коммунистического строительства» (там же.стр. 11 —12).

Общественно полезный труд — это труд по строительству коммунистического общества, борьба за мир, против колониализма, капитализма и пережитков его в сознании людей. Производительный труд, т. е. труд, создающий материальные ценности, является важнейшей составной частью общественно1 полезного труда. С этим трудом необходимо связывать обучение и воспитание. Общественно полезный труд школьников есть форма участия их в коммунистическом строительстве, один из важных видов связи с ним обучения, одно из важнейших средств коммунистического воспитания учащихся. «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами,— говорил В. И. Ленин на III съезде РКСМ,— можно стать настоящими коммунистами».

В восьмилетней школе учебно-воспитательная работа «должна быть построена на сочетании изучения основ наук, политехнического обучения и трудового воспитания, широкого вовлечения школьников в доступные в их возрасте формы общественно полезного труда» (Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР, 1958, стр. 12).

В средней школе молодежь должна получать полное среднее образование «на основе соединения обучения с производительным трудом с тем, чтобы вся молодежь в этом возрасте включалась в общественно полезный труд» (там же, стр. 12).

В связи с изменением содержания обучения Закон потребовал изменения методов обучения: активизации учащихся в процессе обучения, всемерного применения самостоятельной работы, использования кино, радио, телевидения, широкого развития пытливости, инициативы и самодеятельности у учащихся.

В Законе указано: «...серьезно улучшить постановку воспитательной работы в школе с тем, чтобы школа прививала уча щимся любовь к знаниям, к труду, уважение к людям труда, формировала коммунистическое мировоззрение учащихся, воспитывала их в духе беззаветной преданности Родине и народу, в духе пролетарского интернационализма. Важнейшей задачей учителей, родителей и общественных организаций является дальнейшее улучшение работы по воспитанию навыков культурного поведения учащихся в школе, семье, на улице» (там ж е, стр. 14).

Исходя из указанных выше задач, произведена перестройка учебных планов, программ, учебников и методики преподавания учебных предметов. В учебные планы включены такие предметы, которые дают знания, необходимые для понимания политики Коммунистической партии и претворения ее в жизнь, готовят молодежь к строительству коммунистического общества, вооружая ее необходимыми для этого знаниями и навыками, содействуют всестороннему развитию способностей человека, вносят полновесный вклад в формирование коммунистического мировоззрения и нравственного поведения учащихся. В учебные планы всех трех типов школ включена химия, так как она удовлетворяет всем указанным выше требованиям, предъявляемым к отбору учебных предметов в советской школе.

Разумеется, наряду со всеми другими предметами была осуществлена и перестройка обучения химии. Сущность этой перестройки — это уже не история, а современный этап развития методики химии.