В Программе Коммунистической партии, принятой XXII съездом КПСС, поставлена задача создать к 1980 г. материально- техническую базу коммунизма.

Материально-техническая база коммунизма — это производство, фонды которого будут в пять раз больше, чем в настоящее время, которое будет зиждиться на полной электрификации страны, комплексной механизации производственных процессов и все более полной их автоматизации; на широком применении химии, новых видов энергии и материалов в народном хозяйстве; на органическом соединении науки с производством, быстрых темпах научно-технического прогресса и высоком культурно-техническом уровне трудящихся.

Материально-техническая база коммунизма создается для того, чтобы, всемерно развивая ее в последующее время, достигнуть изобилия продуктов и перейти от социалистического принципа: «От каждого по способностям — каждому по труду»—к претворению в жизнь коммунистического принципа: «От каждого по способностям — каждому по потребностям». На XXII съезде Коммунистическая партия Советского Союза торжественно провозгласила: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме.

Научно-технический прогресс является решающим путем создания материально-технической базы коммунизма.

Технический прогресс состоит в создании новых технических средств и модернизации существующих, в разработке и внедрении в производство новых технологических процессов и усовершенствовании применяющихся, в дальнейшем повышении культуры и организации производства, в развитии существующих отраслей производства и создании новых. Он обеспечит полное обновление производства на основе новейшей техники. Цель егj — всемерное повышение производительности труда, достижение превосходства ее над таковой в наиболее развитых капиталистических странах, создание изобилия продуктов в стране. Основными направлениями технического прогресса являются: а) электрификация народного хозяйства; б) комплексная механизация производства; в) комплексная автоматизация его;г)химизация народного хозяйства; д) специализация, кооперирование, комбинирование и другие способы совершенствования организации производства.

Только упорным, сознательным, умелым и дисциплинированным трудом всех членов общества в полную меру их способностей, и прежде всего трудом в сфере материального производства, можно обеспечить технический прогресс, создать материально-техническую базу, построить коммунистическое общество. Это означает, что у всех граждан, в том числе и у молодого поколения, должны быть воспитаны любовь и уважение к труду на общую пользу. Мы должны готовить молодежь к труду, учитывая, что ей придется трудиться, используя высокую технику.

Техническийпрогресс вносит серьезные изменения в характер труда людей. Уходят из жизни старые профессии и специальности, преобразуются остающиеся, возникают новые. Производительный труд становится все более квалифицированным и разносторонним. В нем повышается доля умственного труда, роль научно-технических знаний, без которых нельзя теперь приобрести и соответствующих трудовых навыков.

Так, например, на автоматизированном химическом предприятии главной фигурой является оператор, который работает за пультом управления, следит за показаниями контрольно-измерительных приборов и по ним судит о течении процесса; в случаях уклонения процесса от заданного режима он принимает быстрые решения и дает указания наладчику или ремонтнику устранить неполадки. Чтобы управлять системой, оператор должен очень хорошо знать научные основы технологического процесса, его параметры, способы измерения их, устройство и принципы действия аппаратов, измерительных и контрольных приборов, способы налаживания системы на определенный режим, возможные неполадки в ее функционировании и способы исправления этих неполадок. Он должен обладать способностью наблюдать, удерживать в памяти многочисленные факты наблюдения, быстро анализировать их и принимать быстрые решения. У него должно быть высоко развито чувство ответственности. Труд операторов совмещает в себе элементы труда различных аппаратчиков, прибористов, работавших ранее в неавтоматизированном производстве. Но это качественно иной труд, в котором главную роль играют научные и технические знания, умственный труд, хотя, конечно, элементы физического труда сохраняются. Труд операторов приближается к труду инженерно-технических работников.

От тружеников производства требуется абсолютная приспособленность к постоянным переменам труда (умение овладевать достижениями технического прогресса), в посильной мере участвовать в его осуществлении. Чтобы выполнить это требование, трудящиеся должны ориентироваться во всей системе производства, знать важнейшие отрасли его, устройство и действие современных машин и механизмов, методы современной технологии, основы организации и экономики производства, владеть общетехническими навыками и навыками в обращении е современными механизмами и орудиями труда. Другими словами, труженики производства должны обладать современным политехническим образованием, иметь широкий политехнический кругозор и политехнические трудовые навыки.

Чтобы трудиться с производительностью, достигнутой в обществе, а только так и можно трудиться в производстве, получая оплату за выполненный труд, недостаточно иметь только политехническое образование, надо иметь еще и специальную к данному виду труда подготовку, которая может быть обеспечена профессиональным как теоретическим, так и практическим образованием.

Техника и технология производства базируются на естественно-математических науках, а организация и экономика производства— наобщественных науках. Это означает, что работники производства должны получить широкое и глубокое общее образование, на основе которого только и можно приобрести не формальное, а действительное политехническое и профессиональное образование.

Имея цель подготовить подрастающее поколение к жизни и труду, общее, политехническое и профессиональное образование может осуществить это, если будет связано с трудом. Поэтому необходимо приобщать и приучать детей с малых лет к посильному труду, а с 15—16 лет, когда учащиеся окрепнут физически и умственно, все обучение и образование должно быть тесно связано с участием молодежи в общественно производительном труде.

Все общее, политехническое и специальное образование должно быть проникнуто коммунистической идейностью, формировать у учащихся коммунистическую сознательность, навыки коммунистического общежития.

Таким образом, подготовку, необходимую для жизни и труда в период развернутого коммунистического строительства, молодежи можно дать путем надлежащей постановки в школе общего, политехнического и профессионального образования, участия школьников в общественно производительном труде, осуществления связи обучения и воспитания с трудом, с практикой коммунистического строительства, путем усиления воспитательной работы школы.

Все эти положения были предусмотрены Законом о перестройке школы и сейчас претворяются в жизнь. XXII съезд КПСС признал их правильными. «Съезд считает правильными принятые меры по перестройке народного образования и укреплению связи школы с жизнью...» («Материалы XXII съезда КПСС», Госполитиздат, 1961, стр. 308).

Вместе с тем XXII съезд КПСС указал, что воспитание человека коммунистического общества выдвигает перед школой новые высокие требования. «Школа должна поспевать за быстрым развитием современной науки и производства» (там же, стр. 77).

«Переход к коммунизму,— говорится в Программе КПСС,— предполагает воспитание и подготовку коммунистически сознательных и высокообразованных людей, способных как к физическому, так и умственному труду, к активной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни,, в области науки и культуры» (там же, стр. 413).

В соответствии с этой целью строится система народного образования. Она строится так, «...чтобы обучение и воспитание подрастающего поколения были тесно связаны с жизнью, с производительным трудом...» (там же, стр. 413). Народное образование «...будет способствовать формированию всесторонне развитых членов коммунистического общества, решению одной из важнейших социальных проблем — устранению существенных различий между умственным и физическим трудом» (там же, стр. 413).

В течение ближайшего десятилетия Коммунистическая партия наметила «... осуществить обязательное среднее общее и политехническое одиннадцатилетнее образование для всех детей школьного возраста и образование в объеме 8 классов для той части молодежи, которая занята в народном хозяйстве и. не, имеет соответствующего образования; в следующем десятилетии будет предоставлена для всех возможность получения полного среднего образования» (там же, стр. 413).

Согласно Программе КПСС всеобщее среднее образование обеспечивается «...развитием общего и политехнического обучения, профессиональной подготовкой в сочетании с посильным общественно полезным трудом школьников, значительным расширением сети всех типов общеобразовательных школ, в том числе вечерних школ, дающих среднее образование без отрыdа от производства» (там же, стр. 413—414).

Средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа должна обеспечить «...прочное знание основ наук, усвоение принципов коммунистического мировоззрения, трудовую и политехническую подготовку в соответствии с возрастающим уровнем развития науки и техники, с учетом потребностей общества, способностей и желаний учащихся, а также нравственное, эстетическое и физическое воспитание здорового подрастающего поколения» (там же, стр. 414).

XXII съезд указал: «Подготовка человека к трудовой деятельности, воспитание любви и уважения к труду, как к первой жизненной потребности, составляет суть, сердцевину всей работы по коммунистическому воспитанию» (там же, стр. 316).