Успехи естествознания в целом, в том числе и химии, послужили делу утверждения и развития диалектического материализма.

В первый период своего развития, последовавший за опубликованием работ Коперника и продолжавшийся почти до конца столетия, «...естествознание было преимущественно собирающей наукой, наукой о законченных предметах...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 21, стр. 303). Энгельс указывает, что это имело свое историческое оправдание: «Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было приступить к исследованию процессов. Надо сначала знать, что такое данный предмет, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые с ним происходят» (там же, стр. 303).

Успехи естествознания этого периода нанесли могучий удар теологии и содействовали укреплению и обоснованию материалистического мировоззрения. Но вследствие ограниченности добытого естествознанием материала это мировоззрение было метафизическим «...центром которого является представление об абсолютной неизменяемости природы» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 20, стр. 348).

В начале XIX столетия был накоплен огромный материал об отдельных предметах природы и возникла возможность сделать новый шаг — «...перейти к систематическому исследованию тех изменений, которые происходят с этими предметами в самой природе...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 21, стр. 303). Во второй половине XIX в. естествознание достиглостоль серьезных успехов в этом направлении, что, по выражению Энгельса, стало «наукой о процессах, о происхождении и развитии этих предметов и о связи, соединяющей эти процессы природы в одно великое целое» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 21, стр. 303).

Наряду с астрономией, геологией, биологией и физикой установлению диалектико-материалистического взгляда на природу содействовало также развитие химии.

С первых шагов своего существования химия поставила предметом своего изучения превращение веществ друг в друга. Уже одним этим она способствовала преодолению метафизического взгляда на природу. В ходе эмпирического изучения превращений веществ она установила существование неразложимых и не синтезируемых химическими способами веществ — химических элементов. Каждый из химических элементов построен из мельчайших частиц—атомов. Сколько видов химических элементов, столько и видов атомов. Атомы находятся в беспрестанном движении, обладают свойством соединяться и разъединяться, но не разрушаться в процессе химических реакций (закон сохранения массы). Соединение и разъединение атомов составляют сущность химических реакций; при этом образуются новые молекулы и, следовательно, новые вещества. Количественное прибавление или убавление атомов в молекулах ведет к скачкообразному изменению состава молекул и образованию веществ нового качества. Вследствие этого закон перехода количества в качество на каждом шагу проявляется в области химии.

Разработка атомно-молекулярного учения имела большое значение для формирования материалистического взгляда на природу. Благодаря ему химические явления стали объясняться естественными причинами. Были установлены материальность и единство многообразия веществ, их изменения и превращения вследствие движения материальных частиц—атомов.

Установлению диалектико-материалистического взгляда на природу содействовал также синтез органических веществ из неорганических, последовавший в первой половине XIX в. Это открытие нанесло сокрушительный удар по «жизненной силе» и показало единство неорганического и органического мира.

Следующим крупным шагом в создании картины происхождения и развития веществ и связи, соединяющей вещества и химические процессы в единое целое, была разработка А. М. Бутлеровым структурной теории, согласно которой атомы, соединяясь в молекулы, взаимно влияют друг на друга и потому несколько изменяются. Ввиду этого молекула не есть сумма атомов, а качественно новое образование. Одно и то же число атомов различных элементов может дать соединения, резко отличающиеся по свойствам. Это обусловливается различным порядком связи атомов. Поэтому образование новых веществ и изменение их свойств есть функция не только состава, прибавления или убавления атомов в молекулах, но и изменения структуры молекул (порядка связи атомов), а сущность химических реакций заключается в изменении как состава, так и структуры молекул. На основе структурной теории была разработана генетическая классификация органических веществ, осуществлены переходы от веществ одних классов к веществам других классов, были заложены возможности предвидения и направленного синтеза новых веществ.

Дальнейшим революционным шагом в установлении диалектико-материалистического взгляда на природу было открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Благодаря этому открытию было установлено не только наличие связи между элементами, но и показано скачкообразное изменение, развитие их в связи с постепенным количественным увеличением их массы. Периодическая система Д. И. Менделеева выражает собой единство как химических элементов, так и их соединений.

Благодаря успехам естествознания во второй половине 20 в природа предстала в виде взаимосвязанных предметов и явлений, находящихся в постоянном движении, изменении и развитии. «Новое воззрение на природу было готово в его основных чертах: все застывшее стало текучим, все неподвижное стало подвижным, все то особое, которое считалось вечным, оказалось преходящим, было доказано, что вся природа движется в вечном потоке и круговороте» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 20, стр. 354). Из эмпирической науки естествознание превратилось в опытно-теоретическую, стало системой материалистического познания природы.

XX век ознаменовался дальнейшими успехами в подтверждении правильности диалектического материализма. Открытие сложного строения атомов разрушило представление об их неизменности и доставило неопровержимые факты их реального существования. Атомы и элементы превращаются друг в друга. Они представляют собой единство положительного (в ядре) и отрицательного (в окружающих ядро электронах) электричества и имеют, следовательно, противоречивую природу, которая обусловливает противоречивый характер изменений веществ: соединение и разложение, окисление и восстановление, ионизацию и поляризацию, кислотные и основные свойства и т. д.

Последующие успехи естествознания в изучении радиоактивности и сложного строения атомов позволили поставить и решить вопросы создания новых искусственных элементов, направленного превращения элементов и освобождения при этом внутриатомной энергии. Тем самым открылась новая эра в познании человеком природы, в использовании открытых законов преобразования ее и дальнейшего развития практики. Ярким проявлением законов диалектического материализма является также история развития естествознания, в том числе и химии. Познание человеком природы достигается только при активном воздействии на нее человека, производимом в целях удовлетворения материальных потребностей общества. Поэтому стимулом развития науки является развитие производительных сил и производственных отношений, развитие материальных условий жизни общества.

С изменением материальных условий производства изменяются и требования к науке, что неизбежно порождает ее развитие и обусловливает ее дальнейшие успехи. Общественно-историческая практика определяет развитие науки и служит критерием ее истинности.

Итак, естествознание, в том числе и химия, послужило укреплению и развитию диалектико-материалистического мировоззрения. Значит, правильное преподавание химии может и должно содействовать формированию естественнонаучных основ диалектико-материалистического мировоззрения. Без изучения химии нельзя создать у учащихся целостной картины взаимной связи и развития предметов и явлений неорганической и органической природы и производственной деятельности человека.