Из задач советской школы, из роли химии в коммунистическом строительстве и формировании научного мировоззрения учащихся вытекают задачи преподавания ее в общеобразовательной школе.

В достижении исторической цели — воспитания нового человека, человека коммунистического общества — преподавание химии ставит перед собой большие задачи.

В восьмилетней школе эти задачи состоят в следующем:

  1. Дать учащимся элементарные знания о свойствах и применении веществ, наиболее важных в практической деятельности человека, а также атомно-молекулярные представления и элементарные знания в области химического языка, необходимые для понимания сущности химических реакций.
  2. Ознакомить учеников с топливом, производством чугуна, с минеральными удобрениями, что имеет большое значение для их политехнического образования. Помочь учащимся понять значение химии для промышленности, сельского хозяйства, обороны страны и улучшения быта трудящихся.
  3. Формировать у учащихся научное, материалистическое мировоззрение и воспитывать их в духе социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма.
  4. Научить школьников вдумчиво наблюдать и описывать химические явления и применять научные знания для решения практических задач.

В вечерней (сменной) средней школе и в средней школе с производственным обучением перед преподаванием химии стоят более широкие образовательные и воспитательные задачи. Они заключаются в следующем:

1. Дать учащимся знание основ учения о химических элементах, о неорганических и важнейших органических веществах, о применении химии в практике коммунистического строительства. При этом, как видно из сущности химической науки и истории преподавания ее в школе, должно быть обеспечено:

прочное, сознательное и систематическое усвоение химических фактов, основных химических понятий, законов и теорий (периодическая система элементов Д. И. Менделеева, первоначальные сведения о теории строения атомов, ионная теория, структурная теория А. М. Бутлерова) и систематическое использование их в обучении, в труде и при решении жизненно практических задач;

дальнейшее изучение химического языка и развитие навыков сознательного применения его для составления химических формул и уравнений реакций; овладение навыками расчетов по формулам и уравнениям;

усвоение знаний о научных принципах химического производства, о применении химии в различных отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в военном деле и в быту, а также привитие навыков измерения, вычисления, экспериментирования, что имеет огромное значение для политехнического образования учащихся;

осознание учащимися роли химии в коммунистическом строительстве, понимание ими политики Коммунистической партии и Советского государства в области химизации страны, достигнутых здесь успехов и, наконец, задач, поставленных в новой Программе КПСС на ближайшие 20 лет;

приобретение учащимися, таким образом, химической подготовки, необходимой для получения профессионального образования, обучения в техникумах и вузах, для сознательной жизни и труда в период перехода страны от социализма к коммунизму.

2. Формировать у учащихся диалектико-материалистическое мировоззрение путем ознакомления:

с многообразием форм существования материи, с противоречивым характером этих форм и переходом их друг в друга;

со скачкообразным характером химических изменений веществ в результате количественного изменения их состава или структуры;

со взаимной связью и развитием химических элементов, с единством во многообразии их, раскрытыми периодическим законом и периодической системой Д. И. Менделеева;

с ролью эксперимента и производственной практики в добывании достоверных химических знаний, с историческим характером знаний и с преобразующей ролью их в жизни общества.

3. Воспитывать учащихся в духе социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма, используя для этого:

ознакомление учащихся с задачами и успехами химизации народного хозяйства СССР, достигнутыми под руководством Коммунистической партии и Советского правительства;

ознакомление учащихся с научной деятельностью выдающихся отечественных химиков — Ломоносова, Менделеева, Бутлерова и др., а также с важными открытиями ученых зарубежных стран — Лавуазье, Дальтона, Аррениуса, Кюри, Резерфорда и др.

4. Развивать у учащихся склонности, способности и дарования, любовь к науке и труду на общую пользу, пытливость, умение самостоятельно учиться: наблюдать, экспериментировать, работать с книгой.

5. Воспитывать у учащихся соблюдение в жизни норм и правил коммунистической нравственности и коммунистического общежития.