Главным вопросом расположения научного материала в курсе химии средней школы является вопрос о месте изучения периодического закона Д. И. Менделеева. От решения этого вопроса в значительной мере зависит расположение всего остального материала, вошедшего в курс химии средней школы.

Известны три ошибочные точки зрения по этому вопросу.

Согласно первой точке зрения периодический закон должен изучаться в конце курса. Сначала должна быть изучена химия элементов, а затем в завершение курса дано понятие о периодическом законе, периодической системе и строении атомов. В процессе изучения периодического закона систематизируется весь материал, накопленный ранее. Теория, таким образом, завершает изучение фактов.

Согласно второй точке зрения курс химии должен начинаться с изучения строения атомов, затем должно идти изложение периодического закона и раскрытие понятия о периодической системе и, наконец, на этой основе — изучение химических элементов по группам периодической системы. Как видно, эта точка зрения является противоположной первой. Здесь теория открывает курс, а завершает его изучение фактов.

Третья точка зрения пытается эклектически соединить первую и вторую. Периодический закон дается дважды: первый раз — перед изучением элементов, второй раз — после изучения значительного числа элементов и даже органической химии. Такое построение курса было отражено в учебнике химии В. В. Левченко.

Рассмотрим первую точку зрения.

История преподавания химии показывает, что изучение периодического закона и периодической системы в конце курса не дает прочного и сознательного усвоения знаний о них, приводит к резкому снижению мировоззренческого значения преподавания химии, оставляя учащихся по существу в кругу эмпирических фактов. Между тем усвоение материалистических выводов, прочное, сознательное и действенное усвоение теории и фактов может быть достигнуто только в процессе многократного применения теоретических знаний при изучении фактов. Это блестяще доказано Д. И. Менделеевым на опыте построения «Основ химии» и подтверждено практикой советской школы и передовых дореволюционных школ. Значит, периодический закон должен быть изучен где-то в середине курса, с тем чтобы последующее применение его при изучении новых фактов помогло надлежащим образом усвоить и периодический закон, и основанную на нем систему химических знаний.

Неправильна также и вторая точка зрения.

Как известно, дидактика требует, чтобы обучение было систематическим, последовательным и посильным, не допускало зубрежки и обеспечивало приобретение учащимися осознанных, прочных, конкретных и действенных знаний. Систематичность и последовательность являются необходимой основой посильности и сознательности обучения, а посильность и сознательность— основой прочности, конкретности и действенности знаний. Все эти дидактические требования игнорируются рассматриваемой точкой зрения. В самом деле, без периодического закона и понятия о периодической системе нельзя достигнуть понимания строения атомов, так как вся теория строения атомов опирается на периодическую систему. Следовательно, со строения атомов начинать невозможно. Но нельзя начинать и с периодического закона, так как без предварительного накопления материала, хотя бы о щелочных металлах и галогенах, как о химических элементах с резко противоположными свойствами, которыми начинаются и заканчиваются периоды, а также без накопления сведений о формах водородных и кислородных соединений и их свойствах невозможно дать понятие о периодическом законе.

Под прикрытием фразеологии о необходимости сделать курс химии современным предлагается по существу превратить преподавание в догматическое, начетническое, воскресить зубрежку, снизить идейно-теоретический уровень преподавания.

Третья точка зрения несет пороки предыдущих двух и усугубляет их отсутствием какой бы то ни было логики.

Правильная точка зрения заключается в том, что, учитывая логику развития химии, с периодическим законом, периодической системой и строением атомов следует знакомить учащихся в середине курса. Изучение химии до периодического закона готовит учащихся к усвоению его. Во время изучения периодического закона систематизируется на его основе весь ранее накопленный материал. Изучение химических элементов после периодического закона и строения атомов на их основе содействует проникновению теории в факты, объединению и систематизации их, содействует повышению теоретического уровня изучения химии в доступной для учащихся мере. Эта точка зрения повторяет точку зрения Д. И. Менделеева, выраженную в «Основах химии». Здесь периодический закон дается в середине курса и затем используется как научное и дидактическое средство в дальнейшем изучении элементов.