Подход к решению проблемы основ науки химии дан в гениальной работе Д. И. Менделеева «Основы химии». Как мы видели выше, химия, по Д. И. Менделееву, есть учение о химических элементах и их соединениях, возникшее в общественно производственной практике и служащее ей. Усвоить основы химии — это означает усвоить основы учения о химических элементах и их соединениях, имеющих жизненно практическое значение.

Итогом эмпирического и теоретического изучения химических элементов и их соединений, объединившим и систематизировавшим знания о них, является периодическая система. Открытие сложного строения атомов и новых химических элементов, перестройка химии на основе электронно-ионных представлений раскрыли физический смысл периодического закона, сущность превращения химических элементов друг в друга, физическую основу соединения элементов в сложные вещества и превращения одних форм соединений в другие. Отсюда следует, что усвоить основы химии — это означает усвоить в свете современных представлений о строении атомов важнейшие жизненно практические знания из области учения о химических элементах и их соединениях, объединяемых периодическим законом в периодическую систему Д. И. Менделеева.

Чтобы конкретно определить содержание основ химии, необходимо дать ответы на следующие вопросы: какие химические элементы, имеющие жизненно практическое значение, необходимо изучить в общеобразовательной школе; с какими соединениями этих элементов и насколько подробно следует при этом ознакомить учащихся; какие теоретические сведения должны быть даны учащимся для истолкования химических реакций, свойств простых веществ, форм и свойств соединений элементов; какие сведения и умения надо приобрести учащимся в области «химического языка»; какие основные понятия необходимо дать учащимся, чтобы опереться на них при изучении отдельных реакций, веществ и элементов; на каких конкретных фактах возможно дать эти основные понятия.

Необходимо далее ответить на следующие вопросы: в каком месте курса следует знакомить учащихся с периодическим законом и строением атомов, какие сведения и в каком порядке надо дать до периодического закона, какие после изучения его, чтобы в конечном счете привести учащихся к конкретному и идеологически правильному усвоению периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

При этом должно быть принято во внимание, что в средней школе химию изучают учащиеся, у которых в процессе обучения формируются познавательные способности и накапливается опыт. Поэтому при определении содержания основ науки необходимо учитывать общеобразовательную подготовку и развитие познавательных способностей учащихся тех классов, в которых изучается химия, развитие учащихся в процессе изучения химии, время, отводимое на ее изучение, ход обучения по смежным предметам. Строго очерченный круг знаний следует соразмерить с возрастными особенностями детей и учесть опыт определения содержания курса химии, накопленный советской школой.

В поиске ответов на поставленные выше вопросы необходимо исходить из задач школы в период развернутого строительства коммунизма и из того, что школа должна поспевать за развитием современной науки и производства.