Исходя из цели и задач советской средней школы, используя менделеевское методическое наследство, можно выдвинуть ряд принципов отбора химических элементов для курса химии.

В курс химии следует включить изучение таких элементов, на основе знания свойств которых возможно было бы быстро и легко познакомить учащихся с периодическим законом, на примере которых можно было бы понять структуру периодической системы и конкретно усвоить закономерное изменение свойств элементов в периодах и группах, знание которых могло бы послужить фундаментом для последующего изучения всего многообразия химических элементов и после окончания школы в высших учебных заведениях и путем самообразования.

Как показал Д. И. Менделеев и как свидетельствует опыт преподавания химии в средних школах, периодический закон наиболее легко постигается на примере элементов малых периодов, так как периодическое изменение свойств элементов, а также форм и свойств соединений здесь ничем не осложнено, как это наблюдается в больших периодах. Элементы малых периодов являются типическими элементами.

«Эти легчайшие элементы,— говорил Д. И. Менделеев,— можно назвать типическими. Сюда должно причислить сверх водорода (ряд первый) второй и третий ряды; второй начинается с Не и Li, третий — с Ne и Na, и кончаются они F и Сl, т. е. здесь во главе стоят, как и в больших периодах, щелочные металлы, а в конце — галоиды, откуда и видно, что элементы эти образуют особые малые периоды:

Н

Не, Li, Be, В, С, N ОF,

Ne, Na, Mg, Al, Si, P, S, Cl».

(Д. И. Менделеев, Основы химии, изд. 12, т. II, стр. 82).

Кроме легкого веса, типические элементы характеризуются резко выраженными свойствами, знание которых может служить основой для понимания свойств элементов, находящихся в одних с ними группах.

Из этих типических элементов наибольшее значение в жизни природы и человеческого общества имеют кислород, водород, углерод, азот, натрий, магний, алюминий, кремний, фосфор, сера, хлор. Эти элементы должны быть изучены более подробно. Меньшее жизненно практическое значение имеют гелий, литий, бериллий, бор, фтор, неон. Об этих элементах учащиеся могут получить самое общее представление, необходимое лишь для понимания периодического изменения свойств элементов.

Однако знания типических элементов недостаточно, чтобы понять группы периодической системы и закономерности изменения в них свойств элементов. Между тем без этого знания нельзя создать представления о периодической системе.

Поэтому наряду с изучением типических элементов необходимо ориентировать учащихся в свойствах элементов главных подгрупп периодической системы и закономерностях изменения этих свойств. Учитывая небольшое время, отведенное на изучение химии, нельзя глубоко изучить эти элементы. Но по аналогии с типическими элементами, изучаемыми подробно, возможно, как это показал Д. И. Менделеев в «Основах химии», дать учащимся понятие о свойствах аналогов и закономерностях изменения этих свойств в пределах естественной группы, применяя сводные таблицы свойств элементов.

Для образования понятия о естественных группах и закономерностях изменения в них свойств элементов и их соединений вовсе не следует знакомить учащихся со всеми главными подгруппами периодической системы. Достаточно дать конкретное понятие о главных подгруппах I и VII групп, так как, во-первых, на примере этих подгрупп в достаточной мере вскрываются закономерности в изменении свойств химических элементов, составляющих естественные группы, и, во-вторых, знание свойств элементов этих подгрупп является важнейшей предпосылкой изучения периодического закона, так как показывает периодическое изменение свойств от ярко выраженных металлических к ярко выраженным неметаллическим элементам.

О главных подгруппах II и VI, V и IV групп могут быть даны самые краткие сведения и только для того, чтобы показать, что закономерности в изменении свойств элементов проявляются в этих подгруппах в общем так же, как и в главных, подгруппах I и VII групп. Учитывая большое значение кальция и его соединений в жизни природы и технике, с ним целесообразно познакомить учащихся более подробно, чем с другими элементами соответствующих подгрупп.

К списку элементов, изучаемых подробно, следует прибавить еще железо из VIII группы, так как этот элемент имеет также большое народнохозяйственное значение.

С медью, цинком, ванадием, хромом, молибденом, вольфрамом, марганцем, серебром, золотом, платиной и с другими металлами, имеющими большое значение в современной жизни, следует познакомить учащихся в порядке изучения общих свойств металлов. Соединения этих элементов, за недостатком времени, изучить не будет возможности.

В основы химии не следует включать подробное изучение элементов побочных подгрупп. О цинке и меди учащиеся получат некоторые сведения в связи с изучением основных понятий химии, и этого достаточно, чтобы, используя знание общих свойств металлов и изменений свойств элементов в малых периодах, дать учащимся на примере IV периода общее понятие о больших периодах.

Принимая во внимание все возрастающее теоретическое и практическое значение актиноидов, казалось бы, необходимо дать учащимся краткие сведения об их химических свойствах. Однако это было бы большим расширением программы. При ознакомлении с радиоактивностью в процессе изучения строения атомов учащиеся получат некоторые представления об уране и радии, и этого будет достаточно для общего развития, тем более что не столько химия, сколько физика этих элементов определяет их значение в жизни.