Установление номенклатуры веществ, с которыми следует знакомить учащихся, чтобы дать им понятие о периодической системе химических элементов, еще недостаточно для определения объема знаний о них. Возникает вопрос, насколько конкретно должны быть изучены эти вещества.

В химической практике давно уже установилось, что, изучая вещества, выясняют химический состав и структуру их, физические и химические свойства (отношение к различным веществам и физическим факторам), физиологическое действие, сходство и отличие данных веществ по отношению к другим веществам, принадлежность веществ к определенным классам, нахождение их в природе и способы получения, применение и народнохозяйственное значение.

Разумеется, что при изучении веществ в средней школе должны освещаться в основном эти же вопросы. Вещества, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении, изучаются полно. Вещества, изучаемые только для теоретических целей, должны быть рассмотрены лишь со стороны состава и химических свойств.

Круг изучаемых физических свойств веществ должен быть сведен к минимуму, чтобы не загружать память учащихся. Его целесообразно ограничить теми свойствами, которые служат внешними признаками, помогающими различать вещества (физическое состояние, цвет, запах, вкус), или имеют значение для понимания применений веществ.

Круг изучаемых химических свойств целесообразно свести к изучению таких взаимодействий отобранных веществ с другими веществами, которые ведут к образованию водородных и хлористых соединений, окислов, кислот, оснований и солей. Это следующие взаимодействия: отношение к водороду, кислороду, галогенам, металлам, воде, основаниям, кислотам и солям. Что касается органических веществ, то их химические свойства изучаются по отношению к названным выше веществам, а также к веществам основных классов органических соединений.

Сведения о получении веществ, естественно, не могут выходить за рамки изучаемых свойств и должны на них опираться.