То, что сказано выше о конкретности изучения веществ, помогает определить и круг химических реакций, изучаемых в средней школе. Реакциями, раскрывающими химическую природу веществ и в конечном счете химических элементов, являются окислительно-восстановительные реакции (взаимодействие элементов с кислородом, хлором, водородом, действие электрического тока, реакции замещения), реакции обмена (взаимодействие оснований, кислот и солей между собой), реакции соединения окислов с водой, кислотных и основных окислов между собой и другие реакции, не входящие в состав окислительно-восстановительных, а также реакции термического разложения солей, оснований и кислот. Перечисленные выше реакции не только характеризуют химическую природу элементов и их соединений в периодической системе, но и являются наиболее важными с практической точки зрения.

Для понимания органических соединений и генетических связей между ними необходимо обеспечить также ознакомление учащихся с реакциями полимеризации, поликонденсации, этерификации, гидролиза, гидратации, гидрирования, которые наряду с реакциями замещения, присоединения, окисления и восстановления имеют большое значение для характеристики природы органических соединений.

В научном исследовании химические реакции изучаются в основном по следующему плану: состав, структура и свойства исходных веществ и продуктов реакции; сущность химической реакции с точки зрения теории строения вещества, уравнение реакции с применением эмпирических, структурных или других формул; условия возникновения и протекания реакции (измельчение и смешивание, нагревание, действие электрического тока и др.); внешние проявления реакции; техника проведения реакции (устройство прибора, операции); сходство данной реакции с другими реакциями и отличие ее от других реакций; практическое значение реакции. Разумеется, что по этому плану в основном должны изучаться химические реакции и в школе, чтобы изучение их было научным. Целиком этот план применим для ознакомления с теми реакциями, которые изучаются экспериментальным путем или имеют большое практическое значение. Реакции, не изучаемые экспериментальным путем, разбираются по сокращенному плану: рассматриваются лишь 1—4 вопросы.