В непосредственной связи с усвоением теории строения вещества и осмыслением в свете ее химических фактов стоит овладение «химическим языком».

Внедрение в химию атомистики вызвало к жизни язык химических знаков, формул и уравнений. В «химическом языке» Регистрируются и закрепляются результаты познания состава, структуры и химических превращений веществ, а также истолкования их с точки зрения атомистики.

«Химический язык» является орудием химического познания, орудием общения и передачи мыслей по вопросам состава, структуры вещества и сущности химических реакций. Химический знак элемента означает не только краткое название его, но и атомный вес. Молекулярная формула означает не только краткое название вещества, качественный состав молекулы его, но и количественный состав ее. Химическое уравнение в связи с этим дает знание не только того, какие вещества реагируют и получаются, но И в каких весовых отношениях это происходит. А это позволяет по формулам и уравнениям производить разнообразные расчеты, имеющие большое значение в производственной практике человека. Говоря о «химическом языке», Д. И. Менделеев писал, что химические формулы «говорят химику целую историю вещества», что химические знаки, формулы и уравнения — это «международный язык, придающий химии, кроме точности понимания, простоту и ясность, основанные на исследовании законов природы» (Д. И. Менделеев, Основы химии, изд. 12, т. I, стр. 104).

Поскольку «химический язык» имеет такое большое значение, ознакомление с ним учащихся и систематическое использование его на занятиях по химии должно занять видное место.

Что же необходимо усвоить учащимся о «химическом языке»? Какие умения должны приобрести они в этой области?

Отбор сведений и умений в области «химического языка» определяется той теоретической глубиной, с которой истолковываются химические факты. Язык должен быть адекватен глубине химической мысли. С этой точки зрения главную задачу в овладении учащимся «химическим языком» должно составлять следующее:

1. Усвоение качественного и количественного значения химических знаков элементов и умение правильно применять их.

2. Усвоение качественного и количественного значения химических формул, приобретение умения составлять формулы веществ по валентности образующих их элементов и их групп, формирование умения читать формулы и применять их при истолковании состава веществ и химических процессов с точки зрения теории строения вещества, умение производить по формулам простейшие расчеты.

3. Составление ионных и простейших электронных формул, чтение и понимание их.

4. Составление структурных формул органических и некоторых неорганических веществ, чтение и понимание их; применение структурных формул при изложении вопросов о составе, получении и химических свойствах вещества.

5. Усвоение качественного и количественного значения уравнений химических реакций; умение составлять и читать их, используя эмпирические, ионные и структурные формулы; умение производить стехиометрические расчеты.

С электронными формулами и уравнениями реакций учащиеся знакомятся кратко и применяют их лишь при разъяснении отдельных теоретических положений.

Опыт преподавания химии показал, что в средней школе доступными являются следующие простейшие стехиометрические расчеты: определение по формуле процентного содержания элементов; расчет весового количества продукта при определенном количестве исходных материалов; расчет весового количества исходных материалов, если требуется получить определенное количество вещества; определение плотности и молекулярных весов газов; расчет по уравнению реакции объема газообразных продуктов для получения определенного количества заданного вещества и наоборот. Все эти расчеты имеют большое жизненно практическое и теоретическое значение. Поэтому ознакомление с ними должно найти место в курсе химии.