Ознакомление с методом науки необходимо по следующим причинам: а) метод составляет неотъемлемую часть науки, и без него овладение основами наук было бы неполным; б) понимание того, каким способом добываются знания, поднимает их доказательность, убеждает в их истинности, помогает лучше осознать и прочнее усвоить их; в) ознакомление с методом науки содействует выработке исследовательского подхода к изучению явлений природы;г) овладение экспериментом и теоретическим обобщением на его основе вооружает учащихся навыками обращения с веществами, воспитывает наблюдательность, воображение, логическое мышление, самостоятельность и пытливость, является важным звеном политехнического обучения и подготовки учащихся к практической работе; д) ознакомление с методом науки составляет важный момент формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.

В процессе преподавания химии необходимо познакомить учащихся с общим путем исследования веществ и их превращений: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике»; с такими приемами исследования, как научная гипотеза, анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение; с наиболее часто встречающимися формами химического исследования: экспериментальной, теоретической, экспериментально-теоретической. Ознакомление с диалектическим подходом к исследованию, а также с его отдельными приемами и формами должно проводиться в процессе изучения фактов и теорий науки.

Метод науки теснейшим образом связан с техникой ее. Химические превращения веществ производятся путем смешивания, растворения, фильтрования, выпаривания, прокаливания и других операций, для выполнения которых используются различные приборы и аппараты. Без овладения технической стороной науки невозможно и овладение ее методом.

В связи с применением эксперимента учащиеся познакомятся с посудой, приборами, материалами, реактивами, используемыми в процессе эксперимента; с монтажом приборов, с выполнением химических операций: измельчение и смешивание твердых веществ, растворение, нагревание, отстаивание, фильтрование, промывание осадков на фильтре, упаривание, кристаллизация, перегонка, возгонка, собирание газов вытеснением воздуха и над водой;со взвешиванием, измерением объемов жидкостей, измерением температуры плавления и кипения, определением удельного веса твердых и жидких тел и плотности газов.

При ознакомлении с методом науки, с отдельными приемами и формами исследования веществ недостаточно применять только рассказ и показ. Метод успешно познается только в процессе практического применения. Поэтому наряду с устным разъяснением и показом необходимо практически применять отдельные приемы и формы исследования веществ. Так, например, учащихся необходимо практически знакомить с применением гипотез и с постановкой эксперимента. Поэтому необходимы не только демонстрационные опыты, но и практические занятия. Наряду с качественными опытами определенное место должно быть отведено и количественным опытам.

Наряду с экспериментами, знакомящими учащихся с химическими реакциями, должны быть предусмотрены работы, в задачу которых входит получение веществ в чистом виде, определение некоторых катионов и анионов, синтез нескольких сложных веществ и др. Разумеется, что практическим занятиям, посвященным ознакомлению со свойствами наиболее важных в теоретическом и практическом отношении веществ, должна быть отведена большая часть времени.

Применение эксперимента на самостоятельных практических занятиях принесет учащимся ряд практических навыков и умений в обращении с приборами, посудой, реактивами и принадлежностями, в конструировании и монтаже приборов, в применении химических операций. Правильная постановка эксперимента будет способствовать развитию наблюдательности, пытливости, инициативы, умения ставить задачи и преодолевать трудности.

Ознакомление учащихся с выдающимися учеными-химиками. В целях воспитания учащихся в духе советского патриотизма необходимо ввести в курс химии некоторые исторические сведения, касающиеся роли русских ученых в развитии науки (Ломоносов, Бутлеров, Менделеев, Зелинский, Курнаков и др.). Особенное внимание при этом должно быть уделено выяснению основополагающего значения научных работ М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова для развития химии.

Должны быть также освещены научные данные о роли выдающихся зарубежных ученых в развитии науки (Лавуазье, Дальтон, Резерфорд, Кюри и др.). Освещение этих данных будет иметь большое значение для воспитания учащихся в духе пролетарского интернационализма.

При марксистской интерпретации исторические сведения окажут несомненное влияние на формирование у учащихся диалектико-материалистического взгляда на сущность научного познания.