Опираясь на изложенное выше, можно представить себе структуру курса химии средней школы в виде следующего тематического плана:

1. Вещества и их изменения.

2. Первоначальные сведения о строении и составе веществ.

3. Кислород. Воздух.

4. Водород.

5. Вода, растворы.

6. Важнейшие классы неорганических соединений (окислы, основания, кислоты и соли).

7. Щелочные металлы.

8. Галогены.

9. Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение вещества.

10. Основы теории электролитической диссоциации.

11. Металлы.

12. Кислород и сера.

13. Азот и фосфор.

14. Углерод и кремний.

15. Органическая химия. Углеводороды. Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Кислородсодержащие органические соединения (спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы). Азотсодержащие органические соединения (нитросоединения, амины, аминокислоты, белки). Успехи органического синтеза.

16. Заключительный обзор химических элементов.

Предполагается, что при распределении учебного времени по этим темам и классам будет выделено в каждом классе достаточно часов на практические занятия и экскурсии.

Такой, по всей вероятности, должна быть структура курса химии в средней школе при переходе на всеобщее среднее одиннадцатилетнее образование.

Однако в настоящее время Министерством просвещения РСФСР принята несколько иная структура (см. тематический план, приведенный ниже):

VII класс (72 часа)

1. Вещества и их изменения

2. Первоначальные сведения о строении и составе веществ

3. Кислород. Воздух

4. Водород

5. Вода, растворы

6. Окислы, основания, кислоты, соли

7. Экскурсии

8 часов

14 часов

14 часов

6 часов

8 часов

16 часов

6 часов

VIII класс (70 часов)

1. Важнейшие классы неорганических соединений

2.Минеральные удобрения

3. Углерод и его соединения

4. Металлы

5. Химия и ее значение в народном хозяйстве

6.Экскурсии

24 часа

8 часов

15 часов

15 часов

4 часа

4 часа

IX класс (78 часов)

1. Основные химические понятия

2. Щелочные металлы

3. Галогены

4. Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева.

5. Растворы. Основы теории электролитической диссоциации

5. 6. Экскурсии

10 часов

6 часов

18 часов

18 часов

20 часов

6 часов

X класс (78 часов)

1. Металлы

2. Кислород и сера

3. Азот и фосфор

4. Экскурсии

30 часов

18 часов

25 часов

5 часов

XI класс (105 часов)

1. Углерод и кремний

2. Органическая химия

Предмет органической химии

Углеводороды. Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова

Кислородсодержащие органические соединения. Спирты и фенолы.
Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.Углеводы

Азотсодержащие вещества. Нитро соединения. Амины. Мочевина.Аминокислоты. Белки.....................................................................................

Успехи органического синтеза

3. Заключительный обзор химических элементов

4. Экскурсии

14 часов

1 час

30 часов

24 часа

10 часов

10 часов

10 часов

6 часов

Если сравнить эти два тематических плана, то нетрудно заметить во втором плане концентризм, вследствие чего около 40 учебных часов затрачивается в восьмилетней школе на те вопросы, которые вновь, хотя и на расширенной основе, изучаются в IX—XI классах. Это концентрическое построение курса химии в восьмилетней и средней школе объясняется тем, что в 1958 г. Законом о перестройке школы было предусмотрено восьмилетнее всеобщее обучение и потому возникла необходимость в восьмилетней школе дать в определенной мере завершенный круг химических знаний. При переходе на одиннадцатилетнее всеобщее обязательное обучение этот концентризм станет излишним, вследствие чего освободится около 40 учебных часов, т. е. более одного часа в неделю в течение года. Тем самым возникает возможность несколько сократить сетку учебных часов (на 1/2 часа в неделю) и увеличить число учебных часов на изучение отдельных тем. Устранение излишнегоконцентризма по всем учебным предметам явится серьезным средством ликвидации перегрузки учащихся учебной работой.