В Программе Коммунистической партии, принятой XXII съездом КПСС, политехническое образование молодежи рассматривается как одна из существенных сторон воспитания нового человека, как одно из важнейших средств укрепления связи школы с жизнью.

Из указаний Коммунистической партии и высказываний классиков марксизма-ленинизма по вопросам политехнического обучения следует, что сущностью и основными задачами его являются:

а) ознакомление учащихся с важнейшими отраслями современного промышленного и сельскохозяйственного производства: с энергетикой, металлургией, машиностроением, с химической промышленностью, строительной индустрией, транспортом, растениеводством и животноводством, с успехами, достигнутыми в этих отраслях под руководством партии и правительства, и с задачами их дальнейшего развития;

б) изучение общетехнических основ современного производства: машиноведения, электротехники, элементов общей технологии и организации труда;

в) вооружение учащихся навыками вычисления, измерения, экспериментирования, чертежными, слесарно-монтажными и электротехническими навыками и умением работать на машинах и станках;

г) развитие научно-технического мышления учащихся и в связи с этим элементарных навыков конструирования и проектирования;

д) систематическое приучение учащихся к труду на учебно-опытных участках, в мастерских, на предприятиях, в колхозах и совхозах, привитие учащимся трудовой сноровки и выносливости, воспитание у них готовности посвятить себя производительному труду в народном хозяйстве, воспитание культуры труда и коммунистического отношения к нему.

Политехническое обучение строится на прочном и сознательном усвоении учащимися общеобразовательных дисциплин, особенно математики, физики, химии, биологии и черчения, так как эти науки лежат в основе наук о производстве. Политехническое обучение — мощный фактор всестороннего развития подрастающего поколения и такой подготовки юношей и девушек к труду, которая требуется современным состоянием науки и техники.

В современном производстве труд рабочего сводится к осуществлению контроля и регулирования процесса обработки материалов машинами, наладке машин, исправлению недостатков в их работе, а это требует прежде всего глубокого понимания устройства и принципов действия машин, знакомства с технологией, организацией и экономикой производства, требует развитых слесарно-монтажных и электромонтажных навыков, практического опыта работы на машинах и обращения с ними.

Политехническое образование в средней школе осуществляется в процессе преподавания физики, биологии, математики, черчения и других общеобразовательных предметов, а также посредством преподавания общетехнических предметов, трудового и производственного обучения и производительного труда учащихся. С целью осуществления политехнического образования в курсы общеобразовательных предметов вводится изучение не только основ наук, но и таких приложений их в производстве, которые формируют политехнический кругозор, дают основы политехнического образования.

Выдающаяся роль в осуществлении политехнического образования принадлежит химии. Курс этой науки должен ознакомить учащихся не только с основными фактами, законами и теоретическими положениями химии, но и:

а) дать сведения о научных основах химической индустрии как одной из важнейших отраслей современной промышленности;

б) пополнить химическими знаниями запас сведений, получаемых учащимися на занятиях по физике, биологии, труду и основам производства: по энергетике, машиностроению, строительному делу, сельскому хозяйству, транспорту и другим важнейшим отраслям народного хозяйства;

в) привить учащимся навыки химического эксперимента, а также навыки стехиометрических расчетов, широко используемых в промышленной и сельскохозяйственной деятельности;

г) дать учащимся представление о химизации страны, о мероприятиях Коммунистической партии и Советского правительства по дальнейшему развитию химической промышленности;

д) включить учащихся в посильный общественно полезный труд, имеющий образовательное и воспитательное значение.

Осуществляя в процессе обучения химии политехническое образование, мы связываем преподавание химии с производством, с практикой коммунистического строительства, с общественно полезным трудом учащихся, поднимаем уровень подготовки учащихся к труду, повышаем воспитательное значение курса химии в нашей школе, способствуем дальнейшему подъему общего образования. Осуществление политехнического образования — главное направление в осуществлении связи курса химии с жизнью.