Постепенно подбирается богатый материал для формирования понятия о технологических процессах производства. Учащиеся знакомятся с подготовительными процессами (обогащение, дробление, смешивание, подогрев, сжатие), с процессами разделения и очистки промежуточных и конечных продуктов (фильтрование, отстаивание, выпаривание, перегонка, поглощение), с транспортировкой материалов (нагнетание газов, перекачивание жидкостей, перемещение твердых веществ различными механическими средствами), Осуществление этих процессов определяется особенностями химических реакций, а также характером участвующих в них материалов и получаемых продуктов.

Создаются также предпосылки для развития (расширения и углубления) понятия о типичных аппаратах и машинах химического производства: об аппаратах и машинах для подготовки материалов к химической обработке (дробилки, смесители, теплообменники, промывные башни, компрессоры), о реакторах (печи, генераторы, контактные аппараты, продукционные башни, электролитические ванны, электролизеры), об аппаратах для очистки и разделения промежуточных и конечных продуктов (фильтры, холодильники, отстойники, поглотительные башни, ректификационные колонны, сепараторы), о транспортных средствах, применяемых в химическом производстве (вагонетки, трубы, насосы, шнеки и т. д.). Учащиеся знакомятся с устройством и принципами действия аппаратов, выявляют сходство и различие в их устройстве и действии и убеждаются в том, что они обусловливаются особенностями химико-технологических процессов, выполняемых посредством этих аппаратов.

Постепенно формируется понятие об общих принципах химического производства. Изучая очистку воды, учащиеся встречаются с непрерывностью производственных процессов и противотоком, знакомясь с промышленным получением синтетической соляной кислоты — с применением оптимальных температур.

Изучение других химических производств закрепляет усвоенные ранее знания, позволяет понять роль катализаторов, использование избыточной концентрации одного из реагентов, оптимальное развитие поверхности реагирующих веществ, теплообмен (на примере производства серной кислоты), применение высоких давлений и циркуляционных процессов (при изучении производства аммиака). Знакомство учащихся с этими отдельными химическими производствами позволяет учителю дать общее представление о принципах химического производства. В дальнейшем, при изучении отдельных химических производств, эти понятия будут конкретизироваться и дополняться новыми признаками (применение электричества в технологических процессах, периодичность в действии аппаратов и др.).

Наблюдения показали, что теоретические обобщения следует давать возможно раньше, чтобы теория освещала и помогала усвоению фактов. Тогда устраняется зубрежка, легче усваивается взаимосвязь фактов и формируется мировоззрение учащихся. Поэтому учащихся следует знакомить с общими принципами производства после того, как они, изучив производство соляной кислоты, алюминия, чугуна, стали, серной кислоты, аммиака, получают достаточные знания, необходимые для понимания этих принципов.

Постепенно собирается также материал о профессиях химического производства (многообразие их — операторы, аппаратчики, контролеры, лаборанты, диспетчеры; содержание их работы и охрана их труда).

Возникают, наконец, объективные предпосылки дать учащимся понятие о химизации страны. Учащиеся постепенно знакомятся с решениями майского 1958 г. Пленума ЦК КПСС, с решениями XXI и XXII съездов, с Программой КПСС по вопросам химизации страны. Учащиеся узнают о постройке новых химических предприятий, расширении и совершенствовании существующих, внедрении продуктов химического производства в разнообразные отрасли народного хозяйства, в область культуры здравоохранения и быта.

Содержание понятий о производстве отдельных продуктов и содержание общих понятий о химическом производстве обобщаются в наиболее общее понятие о химическом производстве вообще.