Рассмотрим теперь вопрос о том, какие необходимые для политехнического образования сведения о других важнейших отраслях производства следует дать учащимся в курсе химии, так как на занятиях по другим учебным предметам эти сведения дать нельзя, ввиду того что в основе их лежат знания о веществах и их химических превращениях.

Энергетика. Вкурсе химии учащихся надо познакомить с основными видами твердого, жидкого и газообразного топлива, с их составом и свойствами, с химическими основами правильного сжигания топлива, с переработкой и использованием нефти, каменного угля, природного газа, с газификацией твердого топлива.

Металлургия. При изучении химии учащихся следует познакомить с важнейшими рудами, со способами подготовки их к металлургической плавке, с основными способами промышленного получения чугуна, стали, алюминия и некоторых легких металлов. Разумеется, что в курсе химии учащиеся должны получить сведения лишь о химических процессах получения металлов и сплавов.

Машиностроение. На занятиях по химии учащимся необходимо дать сведения о физических и химических свойствах важнейших металлов и сплавов, применяемых в технике, о сущности коррозии металлов и способах предохранения металлов от коррозии, о химических способах покрытия металлов (никелирование и т. п.).

Растениеводство и животноводство. В курсе химии учащихся следует познакомить со свойствами важнейших удобрений (калийных, азотных и фосфорных), со способами определения удобрений, с химическими основами их использования всельском хозяйстве, с важнейшими средствами химической борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений (инсектофунгициды) и способами практического использования этих средств, с различными препаратами, которые поставляет химия для лечения сельскохозяйственных животных, дезинфекции зооферм и для дезинсекции.

Строительная индустрия. На занятиях по химии учащиеся могут изучить свойства и применение в строительном деле извести, цемента, бетона, стекла и других материалов, а также производство некоторых из них (извести, цемента).

Транспорт. В курсе химии учащихся следует познакомить со свойствами основных видов топлива, используемых на транспорте, и условиями правильного сжигания их в паровозах и тепловозах, со способами очистки воды для питания паровозов, с основными смазочными материалами (нефтепродуктами), применяемыми на транспорте.

Таков объем сведений о различных отраслях производства, которые следует дать учащимся на уроках химии. Отсюда видно, что химия как учебный предмет действительно играет значительную роль не только в ознакомлении учащихся с химической индустрией, но и с другими важнейшими отраслями современного промышленного и сельскохозяйственного производства.