Большим достижением советской школы является тот факт, что в основных чертах уже разработана и вводится в жизнь система общественно полезного труда учащихся в восьмилетних и средних школах, а также трудовое и производственное обучение для вооружения учащихся соответствующими практическими трудовыми знаниями и навыками.

В программе общественно полезного труда для восьмилетней школы названы лишь общие виды его. Школы с помощью партийных и советских организаций, исходя из потребностей общественно-политической, хозяйственной и культурной жизни района (краеведческий принцип), проводят локализацию этой программы, наполняют ее такими доступными и посильными для школьников делами, которые включают их в общий труд по коммунистическому строительству в своем крае. Создание своей местной системы труда как проявление общегосударственных требований к труду учеников — важнейшая задача роно и школ. В этой системе видное место должен занимать посильный производительный труд учеников.

Учебный план и программы восьмилетней школы построены исходя из того, что будут осуществляться три вида связи обучения с трудом: предшествующая (сначала усвоение знаний, затем применение в труде), сопутствующая (приобретение знаний и применение их в труде происходит в один и тот же период времени) и последующая (сначала труд как источник знаний, потом обобщение и научное освещение его на занятиях по общеобразовательным предметам).

Практические занятия по обработке дерева, металла, по сельскому хозяйству служат опорой для изучения многих вопросов химии в VII и VIII классах, а затем знания по химии используются в последующей работе по дереву, металлу и сельскому хозяйству.

Связь химии с трудом осуществляется как непосредственно, так и опосредованно, через элементы технологии и агрономии, заложенные в программах трудового обучения, что может быть выражено следующей схемой:

image2

Чтобы обеспечить связь преподавания химии с трудом в восьмилетней школе, каждому учителю химии надо обстоятельно изучить систему труда, выработанную школой по классам, и разработать линии связи своего предмета с трудом учащихся. Для этого надо выяснить, какие научные вопросы учитель изложит предварительно и ученик использует их на занятиях по трудовому обучению и в процессе труда, что из опыта труда учащихся при изучении каких вопросов и как он обобщит на своих занятиях.

Производственное обучение в IX—XI классах средней школы строится на базе производительного труда учащихся по выбранной специальности, готовит их к самостоятельной работе, выполняемой с производительностью, достигнутой в данной отрасли производства, повышает мастерство и теоретические производственные знания учащихся в процессе самостоятельного труда в производстве.

Производственное обучение достигает цели, если главные естественнонаучные знания, в том числе знания по химии, на которых базируется технологическая, техническая и организационно-трудовая подготовка учащихся, даются, как правило, до того времени, когда эта подготовка потребуется на занятиях по общетехническим предметам и по спец-предмету, а знания по общетехническим предметам и по специальности раньше, чем они будут необходимы для практического обучения трудовым навыкам и для труда. Вместе с тем должно быть предусмотрено, что все теоретические предметы используют для своих обобщений трудовой опыт учащихся. Эти связи применяются также в техникумах и в высшей школе.

Указанные выше связи могут быть выражены схемой:

image3

Эти связи удается наладить без изменения описанного выше построения курса химии, при подготовке рабочих по механической обработке металлов, по сельскому хозяйству, по прядению, ткачеству и ряду других специальностей, так как при составлении программ учитывалась необходимость обеспечить их. Но при подготовке рабочих и лаборантов для промышленности органического синтеза, где уже в IX и в начале X классов требуется основательная подготовка по органической химии, указанное выше построение не помогает осуществлению связи, так как она не заложена ни в учебном плане, ни в содержании курса химии. Но опыт показал, что, заменив существующий учебный план по производственному обучению на другой учебный план, а именно в IX классе — 6 часов, в X классе — 12 часов и в XI классе — 18 часов в неделю, можно дать в IX и X классах необходимую теоретическую подготовку по химии за счет часов производственного обучения, с последующим возвратом ему взятых часов в XI классе. В этом случае предоставляется возможность наладить такие связи, когда по общеобразовательным предметам даются необходимые сведения раньше, чем по общетехническим, а по этим раньше, чем по специальным, а по специальным раньше, чем они используются в труде. Но это означает, что возникла необходимость разработать 3—4 варианта программ по химии, которые при общем одинаковом объеме материала и сохранении в возможно большей мере последовательности изучения курса имели бы такое распределение его по классам, когда можно было бы осуществить указанные выше связи.

Опыт показывает, что для успешного осуществления связи обучения с трудом учащихся в IX—XI классах необходимо, чтобы учитель химии хорошо изучил общетехнические предметы, предметы по специальности и содержание труда учащихся, обстоятельно продумал предшествующие и последующие связи с указанными выше техническими предметами и трудом, разработал различные практические задания для наблюдения в производстве, различные задачи с производственным содержанием и т. д. В этом случае на занятиях по химии раскрываются химические основы соответствующих явлений техники и технологии производства и обобщается трудовой опыт учеников. В процессе обучения техническим предметам и труду все эти знания комплексно применяются учителями, если учителя этих предметов ориентированы в химической подготовке учащихся и используют ее. Возникшие в труде вопросы будут находить последующее разъяснение на уроках специальных, общетехнических и общеобразовательных предметов.

В тех случаях, когда специальность требует повышенной общеобразовательной подготовки по химии, таковую целесообразно давать за счет уроков, отведенных на производственное обучение. Так, в классах 101-й школы Москвы, где учащиеся готовятся стать химиками-лаборантами, выделено за счет часов на производственное обучение 72 учебных часа для более глубокого и широкого изучения растворов, ионной теории, металлов, органических веществ и других вопросов химии.