В учебно-воспитательной работе передовых учителей химии вопросы жизни, практики коммунистического строительства и труда учащихся уже стали исходными, сопровождающими и заключающими формирование у учащихся научных и производственных знаний и навыков. В начале изучения научных проблем вопросы жизни и труда встают как явления, которые надо понять, в середине — как явления, которые объясняются с научной точки зрения, а в конце — как явления, которые можно изменять и которыми можно управлять, базируясь на данных науки. В этом случае ученик хорошо начинает понимать связь химии с практикой коммунистического строительства, необходимость знания химии для практики, решающую роль практики в развитии химии и приучается применять научные знания в решении практических вопросов.

При правильном осуществлении связи обучения с жизнью и трудом учащихся знания становятся жизненными, более осмысленными и прочными, преодолеваются их формализм и абстрактность; вырабатывается также умение применять знания на практике, ставить научные проблемы в процессе труда, обогащаться при этом новыми навыками и знаниями, научно осмысливать труд. Это приводит к повышению уровня общего и политехнического образования.

Но это происходит только тогда, когда не ослабляется внимание к изучению основ науки, когда в меру привлекается действительно необходимый жизненный материал, когда в труде на первое место выдвигается его образовательная и воспитательная роль.

При правильном осуществлении связи обучения с жизнью и трудом повышается также уровень воспитательной работы школы: усиливается идеологическое воспитание учеников в соответствии с решениями XXII съезда КПСС, формируется коммунистическое мировоззрение и коммунистическое отношение к труду, ученики получают трудовое воспитание и на этой основе нравственное воспитание, успешнее и быстрее вырабатывается любовь к труду и науке, инициатива, пытливость, дисциплинированность, создаются лучшие условия для умственного, трудового, физического и эстетического воспитания учеников, т. е. для всестороннего развития их.

Однако воспитание учащихся улучшается только тогда, когда, осуществляя тесную связь обучения с жизнью и трудом, педагогические коллективы школ прилагают усилия к улучшению воспитательной работы впроцессе преподавания всех предметов, трудового и производственного обучения, правильно организуют труд учеников, ставят трудовое воспитание в центре нравственного воспитания учащихся.

Систематическое участие школьников в труде вырабатывает привычку и потребность трудиться, а правильная организация труда, постоянное социалистическое соревнование, вовлечение старших школьников в бригады коммунистического труда способствуют формированию у них коммунистического отношения к труду.

Усилиями учителей всех учебных предметов учащиеся постепенно вводятся в понимание творческой работы советского народа под руководством Коммунистической партии. У них вырабатывается сознание своего долга перед Родиной, необходимость активного участия в труде на благо общества, добровольное соблюдение основных правил социалистического общежития. Все это имеет неоценимое значение для нравственного воспитания учащихся и выражает его успехи.