Формирование основных понятий проходит в общем четыре стадии: а) от начала изучения химии до ознакомления с атомистикой; б) от ознакомления с атомистикой до изучения периодического закона; в) от изучения периодического закона, периодической системы, строения атомов и ионной теории до ознакомления с теорией химического строения; г) от ознакомления со структурной теорией до окончания курса химии.

Однако это не означает, что каждое основное понятие проходит в процессе обучения четыре стадии развития и именно эти. Какие стадии развития проходит данное понятие, устанавливается анализом программы, учебника и методики работы учителя.

Первой задачей учителя, приступающего к формированию основных понятий, является выяснение того, сразу или по стадиям усваивают учащиеся содержание отдельных понятий; если они усваивают по стадиям, то какой конкретно материал

учащиеся усваивают на каждой стадии. На примере понятия «кислота» можно показать как производится анализ содержания его.

Формирование этого понятия проходит четыре стадии. Оно начинается в VII классе при изучении водорода. Здесь учащиеся знакомятся с серной кислотой и действием ее на цинк. В заключительной теме курса дается понятие о кислотах как о водородсодержащих веществах, растворы которых изменяют цвет лакмуса в красный и при взаимодействии с некоторыми металлами образуют соли. Опытное изучение серной, соляной азотной кислот способствует расширению объема понятия «кислота», а также конкретизации содержания его. Учащиеся узнают, что кислоты — это водородсодержащие соединения, которые реагируют не только с некоторыми металлами, но и с основаниями и основными окислами, образуя при этом соли.

В VIII классе происходит конкретизация понятия «кислота» на базе атомно-молекулярного учения. Учащиеся знакомятся с взаимодействием кислот с солями и со способами получения кислот путем гидратации ангидридов и взаимодействия кислот с солями. Кислоты разделяются на кислородные и бескислородные, одноосновные, двухосновные и трехосновные.

В IX классе в связи с изучением темы «Теория электролитической диссоциации» производится серьезное углубление понятия «кислота». Кислоты — это вещества, которые при диссоциации дают единственные положительные ионы — ионы водорода. Все общие свойства кислот обусловливаются образованием ионов водорода. Изучение серной, сернистой, азотной, фосфорных, угольной, кремниевых кислот расширяет объем понятия «кислота».

В XI классе при изучении органической химии происходит дальнейшая конкретизация содержания понятия «кислота». Кислоты взаимодействуют со спиртами, с ароматическими углеводородами, с аминами. Если до сих пор учащиеся осознавали состав и химические свойства кислот с точки зрения атомно-молекулярного учения и ионной теории, то теперь, ознакомившись со структурной теорией, они осмысливают эти свойства с точки зрения теории строения молекул. Дается понятие о карбоксильных группах атомов, наличие которых в молекулах карбоновых кислот обусловливает их химические свойства.

Аналогично анализируется содержание всех основных понятии. Такой анализ — основное условие успешного формирования понятий, так как он указывает на стадии формирования и развития понятий и содержание работы на каждой стадии.