Теоретические сведения, которые приобретают учащиеся,— это периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и теория строения вещества, составными частями которой является атомно-молекулярное учение, теория строения атомов, ионная теория, теория химического строения А. М. Бутлерова. Учащиеся должны так усвоить эти теории, чтобы у них составились прочные убеждения в их правильности, чтобы положения этих теорий трактовались материалистически, чтобы ученики научились применять их на практике. Тогда, осмысливая эмпирический материал химии с точки зрения этих теорий, учащиеся вырабатывают правильный материалистический взгляд на него, а все изучение химии содействует воспитанию диалектико-материалистического мировоззрения, умения использовать теорию в жизни, в практике коммунистического строительства.

При каких же условиях достигается правильное усвоение учащимися химических теорий и применение их на практике?

Прежде всего в процессе формирования теоретических воззрений следует обеспечить доказательность преподавания и всемерно избегать догматизма, так как только в этих случаях знания станут убеждениями и составят основу мировоззрения учащихся. Вот почему изложению теории должно предшествовать накопление фактов, самостоятельный творческий анализ которых подвел бы учащихся к необходимости найти объяснение им, понять их. Это не только будет облегчать усвоение теоретических положений, но будет также стимулировать развитие у учащихся пытливости, исследовательского подхода к изучению явлений природы.

Опираясь на предварительно накопленные факты и направляя усилия учащихся на то, чтобы объяснить эти факты, учитель излагает основные положения теории, причем так, чтобы можно было избежать догматизма на этой стадии и достигнуть убеждения в правильности излагаемых положений.

Учителя иногда упускают формулирование основных положений теории в той последовательности, в которой должны их усвоить учащиеся. Это наносит ущерб усвоению теории. Если учитель не формулирует положений, учащиеся пытаются сделать это сами. Но формулирование положений теории — дело трудное, оно доступно только сильным ученикам.

Как бы ярко ни изложил учитель основные положения теории, какие бы убедительные доказательства истинности их он ни привел, этого все-таки недостаточно для надлежащего осознания теории. Необходимо применение теории для углубления, уже приобретенных учащимися основных понятий, для объяснения усвоенных ими законов, известных учащимся явлений жизни и практики коммунистического строительства, для изучения новых фактов, новых вопросов химии. Введением в эту работу может служить следующее обращение учителя: «Истинность теории подтверждается тем, что она объясняет известные факты и позволяет предвидеть новые. Посмотрим, как данная теория отвечает этому требованию». Применение теории для объяснения известных учащимся фактов дает новые доказательства ее достоверности.

Уяснению сущности положений о строении вещества может служить модельный подход. Вначале он заключается в том, что атомы изображаются кругами или лучше шариками, а молекулы совокупностью кругов или шариков. Затем он усложняется применением косселевских моделей строения атомов. Разумеется, при этом надо пояснить учащимся условность таких изображений атомов и молекул. Этой же цели служит химический язык, развитие которого при изучении теории строения вещества обязательно.

В заключение работы по формированию теоретических понятий целесообразно знакомить учащихся с историей возникновения и развития их. Многие учителя излагают историю возникновения и развития теории до того, как сообщили учащимся основные положения ее. Как показывает опыт, эти учителя не достигают успеха, так как учащимся неизвестны положения, историю возникновения и развития которых нужно проследить и усвоить.

Теория будет хорошо усвоена учениками, если на протяжении всего курса химии будет систематически применяться как метод изучения все новых и новых вопросов курса.

Таким образом, основными условиями успешного формирования теоретических воззрений являются:

Предварительное накопление таких фактов, которые надо объяснить и объяснение которых привело бы к необходимости теоретических знаний.

Данное положение применяется в том случае, когда учащиеся впервые знакомятся с теорией. Когда же учащиеся знакомятся с дальнейшим развитием теории (например, после атомно-молекулярного учения знакомятся с теорией строения атомов, с ионной теорией, с теорией химического строения), то данное положение видоизменяется следующим образом:

1. Предварительное накопление фактов, которые не вмещаются в старые способы объяснения; показ противоречия, возникшего между фактами и старыми способами объяснения их; разъяснение жизненной необходимости преодоления противоречия — нахождения нового, более правильного способа объяснения накопленных фактов в целях дальнейшего развития науки.

2. Ясная постановка проблемы, «как объяснить эти факты» Возбуждение у учащихся желания получить на нее ответ.

3. Ясное и отчетливое изложение основных положений теории и материалистическое истолкование их.

4. Приведение фактов, доказывающих правильность изложенных теоретических положений.

5. Ознакомление учащихся с химическим языком или углубление химического языка как специфического способа выражения атомистического истолкования химических процессов; систематическое использование химического языка для истолкования химических фактов.

6. Освещение истории возникновения и развития данной теории в области химии. Разъяснение роли практики в развитии теории. Освещение роли русских ученых в развитии данной теории.

7. Систематическое применение теории для объяснения известных учащимся фактов из жизни и труда, для углубления приобретенных ранее понятий и изучения новых вопросов курса.

Выполняя эти условия, учитель вместе с тем в посильной для средней школы мере будет осуществлять диалектический подход к изучению химических теорий, так как вопрос о теориях рассматривается в существенных связях с другими явлениями, в движении и развитии.

Применение такого подхода предупреждает ошибки догматического и формалистического порядка, обеспечивает дока зательность знаний, превращает их в убеждения, что необходимо для формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.

Выше было сказано, что после углубления понятий о строении вещества переосмысливаются ранее усвоенные основные понятия. После этого углубленные основные понятия последовательно применяются при усвоении новых конкретных вопросов химии.