В формировании основных понятий огромная роль принадлежит сравнению и противопоставлению.

Благодаря сравнению устанавливается сходство и различие веществ и явлений и отражающих их понятий. Для того чтобы осуществить это, сравнение должно сопровождаться анализом явлений, а также синтезом, воссоздающим явления во всей конкретности. Сравнение помогает не только различию и уточнению понятий, но и систематизации их.

К. Д. Ушинский придавал огромное значение сравнению при формировании понятий. «Если вы хотите,—писал он,— чтобы какой-нибудь предмет был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными от него предметами; тогда только вы уясните себе все существенные признаки предмета, а это значит понять «предмет» (К. Д. Ушинский, Избр. педагогические сочинения, т. II, Учпедгиз, М., 1939, стр. 236).

Ничто не помогает так уяснить себе понятие, как осознание его противоположности. Отражая противоречивую природу вещей, понятия всегда возникали так, что порождали в процессе развития свои противоположности.

Понятие «чистое вещество» уясняется через противопоставление понятию «смесь», понятие «химическое явление»—через противопоставление понятию «физическое явление», понятие «соединение» — понятию «разложение», «окисление» — «восстановлению», «простое вещество» — «сложному веществу», «металл» — «неметаллу», «кислота — «основанию», «кислотный окисел» — «основному окислу» и т. д. Опыты И. П. Павлова показывают, что с физиологической точки зрения близкие раздражители следует противопоставлять, чтобы достигнуть хорошего различения каждого. Сравнение и противопоставление веществ и явлений способствует образованию отчетливых и ясных понятий. Без сравнения и противопоставления химических процессов не могут быть осмыслены законы химии и классификация веществ и химических реакций.

Учащиеся не умеют сравнивать вещества, если их не научить этому. Необходимо разъяснить учащимся, что сравнение химических реакций, веществ и элементов должно производиться по тому же плану, что и изучение их. При сравнении необходимо прежде всего указывать сходные признаки, а затем признаки, отличающие сравниваемые явления, вещества. Как только это усваивается учащимися, так сразу же улучшается сравнение изучаемых объектов.

Таким образом, обучение сравнению и противопоставлению изучаемых веществ и явлений включает в себя: а) разъяснение понятий, сравнение и противопоставление; б) упражнение в сравнении изучаемых веществ и химических реакций по определенному плану и запись результатов; в) упражнение в устном сравнении и противопоставлении веществ и химических реакций.