Формирование понятий и теорий предполагает включение их в умственную жизнь учащихся, использование их для осознания и решения новых учебных и жизненно важных вопросов, с которыми встречаются учащиеся, так как только в этом случае достигается подлинное осознание и усвоение научного материала. Понятия и теории усваиваются, когда ученики осознают их признаки и положения и оперируют ими как методом дальнейшего познания и практического действия. Поэтому, передав учащимся теми или другими способами содержание понятий, учитель организует решение различных задач с жизненным содержанием и освещение новых вопросов (как это делать, будет показано в последующих главах). В этом случае ученикам приходится пользоваться новыми понятиями и теориями наряду с усвоенными ранее, уточнять и закреплять их в памяти.

Решая правильно новые вопросы и задачи, требующие применения приобретенных понятий, учащиеся утверждаются в правильности своих знаний, вырабатывают умение применять их и закрепляют их в памяти. Если же учащиеся не справляются с решением вопросов и задач, то это служит стимулом усовершенствования знаний. Здесь, как и всюду, противоречие ведет вперед. Противоречие между практическими требованиями к пониманию и фактическим пониманием толкает ученика при умелом руководстве учителя к уточнению понятий и теорий, т. е. к выяснению ошибок и неточностей в их усвоении, исправлению недостатков, достижению ясности сознавания всех существенных признаков и отчетливости отличия каждого понятия от других понятий. Уточнением понятий и теорий надо достигнуть того, чтобы они правильно отражали предметы и явления объективной реальности в сознании учащихся и служили действенным средством в жизни и труде.