Наблюдения, проведенные на уроках и при индивидуальном решении задач, показали, что химическая номенклатура и химический язык могут играть большую роль в обучении химии.

1. Химическая номенклатура и химический язык, включенные в фразы общенародного национального языка, являются средством и методом передачи учителем и усвоения учащимися химических знаний, потому что посредством их регистрируются и закрепляются химические знания о качественном и количественном составе веществ, строении молекул, об изменении состава или строения их при химических реакциях, о химических свойствах и получении веществ, о природе химических элементов. Химические знаки, формулы и уравнения используются при наблюдении химических реакций, при фиксации и объяснении их. Химический язык является единственности полноценным способом истолкования и выражения эмпирических данных с точки зрения теории строения вещества. Химический язык и химическая номенклатура, включенные в общенародный язык, представляют собой базу повторения химических знаний, так как мысли о составе, физических и химических свойствах, получении и применении веществ и химических элементов возникают и существуют на базе языковых явлений, в том числе химических терминов, знаков, формул и уравнений.

Вот почему с момента ознакомления учащихся с химическим языком на каждом уроке значительное время отводится написанию формул веществ и уравнений реакций и изложению их значения химическими терминами и словами общенародного языка.

2. Химический язык и химическая номенклатура (вместе со словами и формулами общенародного языка) являются средством и методом применения добытых знаний на практике, осмысления применений химии в практике, решения количественных экспериментальных и общественно полезных задач. В процессе обучения химический язык и химическая номенклатура выступают как средство, с помощью которого ученики осмысливают химические процессы, предвидят новые химические факты, планируют практические действия и выполняют их.

Когда учащимся предлагается объяснить то или иное химическое явление, или получить вещество, или доказать состав вещества, учащиеся начинают решение этих и им подобных задач с перевода слов общенародного языка и химических терминов на химический язык. Переведя на химический язык условие задачи и теоретическое решение ее, учащиеся приступают к экспериментальному решению задачи.

Учащимся IX класса предлагается задача: «Получить азотнокислую медь, используя выданные вещества. Выданы: азотная кислота, азотнокислый натрий, окись меди, гидрат окиси меди, медь, вода». Наблюдения за решением этой задачи показали, что сначала учащиеся переводят задание на химический язык: пишут «надо получить Cu(NO3)2». Ученики никогда не получали азотнокислой меди. Но, пользуясь химическими знаниями и химическим языком, они находят путь получения вещества, демонстрируя тем самым способность разобраться в конкретной ситуации, предвидеть химические факты и планировать практические действия. «Азотнокислая медь — это соль. Соли получаются взаимодействием кислот с металлами, основными окислами, основаниями, солями и другими способами. Нам выданы азотная кис лота HNO3, медь Си, окись меди СuО, гидрат окиси меди Сu(ОН)2 (перевод терминов на химический язык). Очевидно, азотнокислую медь можно получить так:

Далее, на основании этих рассуждений и записей выполняются соответствующие практические действия. Химический язык выступает здесь не только в непосредственной связи с мышлением как основа его, но и в непосредственной связи с воображением, конструктирующим из материалов предшествующего познания новые представления о практических действиях, о приборе для получения азотнокислой соли, о всей технике получения ее.

3. Химический язык и химическая номенклатура являются средством учета знаний учащихся и изучения развития их мышления. Посредством химического языка и химической номенклатуры учащиеся излагают свои знания о составе, химических свойствах и применении веществ и объясняют реакции с точки зрения теории строения вещества, используя, конечно, при этом общенародный язык. Посредством химического языка, химической номенклатуры и общенародного языка учащиеся демонстрируют реальность своего мышления, что позволяет учителю воспринять его ход и результаты и судить о развитии его. Химический язык — это своеобразный стержень, вокруг которого и с помощью которого образуются химические понятия, это одна из основ мышления и практического действия учащихся, это средство и метод изучения химии. Чем правильнее учащиеся понимают все, что выражают знаки, формулы и уравнения, чем правильнее (адекватнее) выражают посредством них свои мысли, тем более показательными являются успехи учащихся в овладении химией.

Вместе с тем один химический язык не может адекватно выразить все богатство мыслей о веществах и их превращениях, не может обеспечить развитие мышления учащихся и их успехи в познании химии. Отсюда следует, что в процессе преподавания химические знания должны выражаться не только формулами и уравнениями, но прежде всего словами и предложениями. Химические знания должны выражаться также соответствующими практическими действиями, так как они производятся в тесной связи с мышлением и речью.

В процессе обучения химии должен быть достигнут свободный переход учащихся от химического языка к химическим терминам, общенародным словам и предложениям, от них к самостоятельной постановке экспериментов (к практическим действиям, связанным с опытами), к общественно полезной работе.