В практике преподавания химии встречаются случаи, когда учащиеся произносят термины, но не могут разъяснить их смысла. Это признак того, что слово выступает только как звучание и не служит вторым сигналом, который оживлял бы временные связи, возбуждал бы ассоциативный процесс, раскрывающий содержание знаний, зарегистрированных в термине.

Бывает и другое. Учащиеся описывают явление, вещество с помощью разнообразных фраз, но или дают им неверные названия, или не могут назвать их адекватным термином. Это признак того, что мысли существуют на базе слов, смысл которых постигнут ранее, но новым мыслям не найдено точного адекватного или словесного выражения. С физиологической точки зрения это означает, что образованная система временных связей не связалась еще надлежащим образом с одним определенным вторым сигналом и поэтому не относится к нему.

И наконец, в практике преподавания химии можно наблюдать, что учащиеся успешно разъясняют смысл терминов и дают правильные названия веществам и явлениям, когда перечисляются существенные признаки, определяющие их. Это означает, что знания закреплены в адекватных им языковых формах. С физиологической точки зрения слово выступает здесь как второй сигнал, оживляющий соответствующую ему систему временных связей, а система временных связей оживляет след второго сигнала, так как связана с ним.

Первый и второй случаи должны рассматриваться как яркое проявление разрыва слова и мысли. Третий случай характеризуется единством речи и мышления на базе усвоенных терминов, которым соответствуют определенные мысли.

Усвоить термины — это означает не только различать произнесение и написание их, уметь произносить и правильно

писать их, но и правильно постигать их смысл, или, иначе, содержание соответствующих им понятий. А так как различению понятий служит определение их, то можно сказать, что термины — это понятия, которым даны определения, и усвоить термины — это прежде всего означает усвоить определения соответствующих им понятий. Но этим не исчерпывается усвоение термина. Чтобы всесторонне усвоить термины, необходимо достигнуть также того, чтобы он вызывал в сознании соответствующие формулы и уравнения реакций, соответствующие представления и действия. Приводимая ниже схема в общем виде, но полно раскрывает те связи, которые должны быть образованы при усвоении терминов.


На этой схеме по техническим соображениям не показаны разнообразные связи между звучанием, произношением, написанием и прочими элементами второй части схемы, но эти связи надо обязательно иметь в виду, так как они действительно существуют. Все эти связи хорошо проявляются, когда учащиеся излагают такие темы, как «Уксусная кислота», «Окисление и восстановление» и пр. В этом случае термины вызывают разветвленный ассоциативный процесс, в котором торможением отбрасывается несущественное, неверное и фиксируется главное и важное.

Все элементы второй части схемы являются условиями успешного усвоения терминов. Другими словами, стремясь достигнуть усвоения химических терминов, учитель должен достигнуть определенных успехов в познании: сформулировать у учащихся правильные представления и понятия, дать им правильные определения, связать понятия с формулами и уравнениями, закрепить эти знания в соответствующих терминах, научить учащихся правильно произносить и писать их. Этому способствуют следующие упражнения: произношение терминов; написание терминов; приведение примеров веществ и явлений, обозначаемых данными терминами; описание физических свойств веществ и внешних сторон химических явлений,

соответствующих данным терминам; перечисление существенных признаков понятий, соответствующих данным терминам (как-то: указание состава, химических свойств, получения и применения веществ); определение понятий, соответствующих данным терминам; написание формул и уравнений реакций; проведение лабораторной работы; указание терминов, когда перечислены главные признаки соответствующих понятий.

Выше было указано, что химическая номенклатура состоит из двух частей: а) названия общих понятий; б) названия веществ.

Что касается первой части, то в дополнение к указанному выше об условиях успешного усвоения номенклатуры в целом надо прибавить еще два соображения: во-первых, усвоению этой номенклатуры содействует ознакомление учащихся с происхождением отдельных терминов (например, атом, молекула, валентность и т. д.), и, во-вторых, усвоению номенклатуры помогает составление словаря химических терминов с указанием их смысла (кратких определений). Для этого словаря приобретается тетрадь с алфавитным разделителем.

Что касается усвоения второй части номенклатуры, то тут задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить понимание учащимися классификации веществ и принципов номенклатуры их. Усвоение номенклатуры веществ должно производиться в теснейшей связи с химическим языком. Поэтому упражнения: название вещества J химическая формула — должны найти наиболее широкое применение.