Большое значение для успеха образования понятий о химических реакциях имеет расчленение слитных результатов наблюдения на части и установление связи их между собой. Сравнивая то, что наблюдалось при первой операции, с тем, что наблюдалось при второй операции и что происходило при третьей операции и т. д., можно установить не только последовательность изменений, но и существенно необходимую связь их и подготовить, таким образом, данные для того, чтобы сделать вывод. Естественно, что выводы будут носить различный характер в зависимости от того, какая цель ставилась перед экспериментом.

Если задача состояла з том, чтобы выяснить, взаимодействуют ли данные вещества, то в выводе должно содержаться утверждение или отрицание этого взаимодействия и обоснование вывода. Этот вывод можно сделать, если сопоставить свойства исходных веществ со свойствами полученных и учесть явления, наблюдающиеся при опыте. В обосновании вывода требуется изложить результаты такого сравнения;

«Мы знаем, что при химических реакциях часто выделяется свет и теплота и всегда образуются новые вещества. При сжигании серы в кислороде мы наблюдали выделение света и теплоты и образование нового газообразного вещества с резким неприятным запахом. Можно утверждать, что сера взаимодействовала с кислородом».

Если задача состояла в том, чтобы получить вещество, то надо будет сделать вывод, получено ли это вещество. Чтобы сделать такой вывод, надо знать характерные свойства этого вещества и сопоставить их с характерными свойствами полученных веществ. В обосновании вывода надо изложить данные этого сопоставления.

Как учить учащихся делать выводы? На первых уроках изучения химии в VII классе выводы целесообразно делать самому учителю, если их затрудняются сделать учащиеся. Выводы надо обосновывать, чтобы преподать учащимся образец, которому они могли бы следовать в будущем при размышлении. Но уже при изучении кислорода целесообразно требовать от учащихся самостоятельных выводов и обоснований. В случае затруднений или неправильных выводов нецелесообразно облегчать мыслительную работу учащихся постановкой перед ними наводящих вопросов, например: а) какую цель мы ставили перед опытом, б) что наблюдали во время опыта, в) какие факты можно привести в подтверждение того, что произошла химическая реакция, г) как взаимодействуют данные вещества, д) какие вещества получаются в результате реакции. В случае получения нового вещества могут быть поставлены следующие вопросы: а) для какой цели мы ставили опыт, б) какими свойствами обладает вещество, которое мы должны были получить, в) что вы наблюдали во время опыта, г) получено ли при реакции данное вещество, д) какие факты вы можете привести в подтверждение того, что данное вещество получено.

Во втором полугодии от семиклассников уже не надо требовать, чтобы они показывали все ступени размышления, ведущие к выводу. Но при затруднениях необходимо обязательно требовать формулирования цели опыта, результатов наблюдения и анализа его данных.