Сравнение каждой вновь изученной реакции с известными уже учащимся, имеющими с ней сходство или с резко противоположными ей, имеет огромное значение для дифференцированного, прочного и точного усвоения знаний, для образования о них ясных, отчетливых и правильных понятий.

В VII классе сравниваются между собой известные учащимся реакции; в VIII классе сравниваются между собой реакции окислов, кислот, оснований и солей и, наконец, в IX—X классах— реакции аналогов, реакции, сходные с электронно-ионной точки зрения (реакции нейтрализации, обмена, окислительновосстановительные реакции) или сходные по характеру и механизму протекания (реакции галогенирования, этирификации, омыления, нитрования и т. д.). Затруднения, возникающие на первых порах, скоро исчезают, если сравнение производится систематически. Постепенно учащиеся без всякого побуждения со стороны учителя сравнивают и противопоставляют реакции.

Формы заданий для сравнения и противопоставления могут быть различными. Приведем несколько примеров:

«Сравните данную (указывается какую) реакцию с такой- то. Что в них сходного, что отличного?»

«Приведите примеры реакций, сходных с данной».

«Приведите примеры реакций, противоположных данной».

«Какие элементы (или соединения) взаимодействуют с данным веществом? Что общего и что различного в этих взаимодействиях?»