1. Физические свойства (состояние, цвет, запах, вкус, молекулярный вес

и др.).

2. Химический состав.

3. Химические свойства (отношение к простым и сложным веществам, к нагреванию, электрическому току).

4. Физиологическое действие.

5. Сходство данного вещества с другими веществами и отличие его от других веществ. Отношение его к определенному классу веществ.

6. Нахождение в природе.

7. Применение и народнохозяйственное значение.

8. Получение.

Формирование понятий о веществах заключается в приобретении учащимися знаний по всем указанным выше вопросам и в синтезе этих знаний в единое целое. Пользуясь этим планом, учитель сообщает и обобщает знания о веществах. План направляет внимание и мысль учащихся на определенные стороны изучаемых веществ, вследствие чего знания учеников становятся более полными, конкретными, дифференцированными и систематичными. Если учащиеся не знают этого плана, то новые элементы знания о данном веществе, приобретаемые как до специального его изучения, так и встречающиеся впоследствии при изучении других веществ, учащиеся не объединяют в единое цельное понятие. Но когда известен план, то, как видно из индивидуальных бесед и сочинений, ученики всегда осуществляют этот синтез, что благоприятно отражается и на изложении материала учениками, и на последующем изучении химии.

Чтобы показать, какой характер приобретает изложение учащимися знаний о веществе, когда они усвоили подход к изучению его, приведем одно из многих сочинений, написанных на тему «Окись углерода».

Окись углерода

1. Химический состав. Окись углерода — сложное вещество, его молекула состоит из одного атома кислорода и одного атома углерода. Его формула СО.

2. Получение. Окись углерода получают в газогенераторах. В газогенераторы кладут уголь и поджигают его. В газогенератор впускают воздух для поддержания горения. При горении угля образуется углекислый газ, который восстанавливается раскаленным углем:

СО2 + С = 2СО.

Образуется окись углерода. В это время остается немного углекислого газа и азот. Этот азот и углекислый газ смешиваются с окисью углерода. Смесь получила название генераторного газа.

3. Физические свойства. Окись углерода — бесцветный газ. без запаха, малорастворим в воде, немного легче воздуха.

4. Химические свойства. Окись углерода горит, причем выделяется много теплоты. Горение окиси углерода можно выразить следующим уравнением: I

2СO + O2=2СO2.

Окись углерода горит синим пламенем.

То, что окись углерода является восстановителем, видно из опыта. Если нагреть окись меди и пропустить над ней окись углерода, то в трубке появляется медь и выделяется углекислый газ. Эту реакцию можно представить следующим уравнением:

CuO+CO=CuCO2

5. Применение. Окись углерода применяется в промышленности, как топливо и, кроме того, как восстановитель металлов из руд, например при выплавке чугуна в доменных печах. Окись углерода ядовита.

Нельзя превращать план в шаблон. Так, например, излагая знания о веществе по заданию учителя, ученик может освещать вопросы в любом порядке. Важно только, чтобы изложение было логичным и не было упущено какого-нибудь вопроса, изученного когда бы то ни было о данном веществе.

Знакомя учащихся с этим подходом к изучению веществ, следует одновременно указать, что в будущем он будет углублен и расширен. Без такого предупреждения последующее изложение подхода к изучению веществ проходит с большими затруднениями для учащихся и хлопотливо для учителя. Это явление нетрудно понять и объяснить еще глубже, если рассмотреть вопрос с психофизиологической точки зрения.

Усвоение и применение плана обусловливает систематичность в работе коры головного мозга — создание системы смысловых связей, выработку динамического стереотипа для данной области познания. Системность высшей нервной деятельности уменьшает затрату сил и повышает эффективность обучения, содействует возникновению чувства удовлетворения и уверенности в работе.

Если система смысловых связей и соответствующий ей динамический стереотип формируются как неизменные, то все обстоит хорошо, пока не наступает их переделка. Они помогают лучше усваивать новые смысловые связи, облегчают труд, вызывают удовлетворение. Но когда наступает переделка системы смысловых связей и динамического стереотипа, это вызывает чувство растерянности и неудовлетворения, неуверенности и беспокойства. Ученики начинают делать ошибки, так как старая система связей и старый стереотип не уходят без борьбы с возникающими новыми. После усовершенствования подхода учащиеся еще долго не пользуются им в усовершенствованном виде, а применяют его в старой форме, так как во всех случаях, когда динамический стереотип формируется без указания на его последующую смену, у учащихся вырабатывается привычка идти проторенными путями, возникает боязнь нового и трудностей, не вырабатывается умение преодолевать их. «Опять по-новому. Все было так понятно и ясно, и снова все заново»,— говорят ученики, когда наступает переделка системы смысловых связей, сложившихся как неизменные, неподвижные. Мысли таких учащихся обращены не вперед, а назад.

Другое наблюдается в том случае, когда динамический стереотип формируется с ясной и сознаваемой учащимися установкой на его последующее изменение. Преобразование стереотипа на первых порах вызывает некоторые затруднения у учащихся, но они быстро преодолеваются. Освоение новой системы связей, нового стереотипа вызывает у учащихся удовлетворение. Вырабатывается установка не бояться нового, не бояться трудностей, идти навстречу им, формируется творческий подход к деятельности, пытливость, стремление искать все новых и новых путей и подходов, постепенно изменять, углублять и совершенствовать свои знания. Все это способствует воспитанию активных, инициативных и творческих членов нашего общества.

Выработке установки на изменение систем смысловых связей, динамических стереотипов содействует историзм в преподавании химии. Постоянный показ учащимся того, как в истории науки изменялся и углублялся подход к изучению вещества, как постоянно совершенствовались знания, как они все полнее и правильнее отражают объективную реальность, создает основу легкого и правильного изменения систем смысловых связей и динамических стереотипов при обучении.

В целях углубления и расширения подхода к изучению химических реакций, веществ и элементов, учитель преподавая химию, должен давать краткие сведения из истории периодического закона, электронной, ионной и структурной теорий и показывать, как в связи с новыми открытиями изменялся подход к изучению веществ. Надо объяснять учащимся, что, обогатившись новыми знаниями, уже нельзя по-старому подходить к изучению веществ и их превращений, так как это теперь недостаточно научно, что надо подходить к изучению их по-новому. Разъяснив на примере, как это делать, надо дальше требовать применения нового подхода. Как показал опыт, учащиеся, пройдя мысленно исторический путь перестройки систем смысловых связей, с удовлетворением перестраивают свои системы и, понимая историческую обусловленность применения новой системности, применяют ее с убеждением в жизненной необходимости этого.