В содержание подготовки учителя к формированию понятий о веществах входит: определение стадий, по которым проходит формирование понятий, раскрытие содержания понятия, которое усваивают учащиеся на каждой стадии; определение последовательности изучения вещества, выяснение того, на какие понятия опирается формирование данного понятия и какие другие понятия развиваются одновременно с формированием данного, определение эффективных методов обучения, подбор опытов, подготовка оборудования для постановки их, проверка опытов, составление плана формирования данного понятия.

Как известно, вещество познается в отношении к другим веществам. Эти отношения раскрываются не сразу, а постепенно, вследствие чего постепенно обогащается и содержание понятия о веществе. Если проанализировать с этой точки зрения последовательность формирования в курсе химии средней школы всех понятий о веществах, то можно заметить, что формирование многих из них проходит следующие три стадии:

а) накопление первых сведений о веществе в связи с изучением других веществ, составляющих в это время специальную задачу преподавания; б) изложение основных сведений о веществе; в) развитие знаний о веществе в связи с последующим изучением других веществ.

Определив стадии, через которые проходит формирование понятия о веществе, учитель выясняет, какие знания, или иначе, какие существенные признаки понятия, учащиеся усвоят на каждой стадии. Это достигается путем анализа программы и учебника.

Накопление сведений о данном веществе на первой стадии, когда формируются понятия о других веществах, может быть достигнуто лишь тогда, когда реакции будут восприниматься учащимися как взаимодействия, характеризующие каждое из участвующих и получающихся веществ, и когда на каждую столону этого взаимодействия учитель обращает внимание учащихся. «Мы познакомились с отношением кислорода к сере и узнали, что кислород энергично соединяется с серой с образованием сернистого газа. Тем самым мы узнали очень важное свойство кислорода. Но всякая реакция характеризует все участвующие и получающиеся вещества. Поэтому мы одновременно узнали также и важное свойство серы: она хорошо горит в кислороде. Сернистый газ может быть получен соединением этих веществ».

Решающей стадией формирования понятий о веществе является вторая стадия. Для успешного преподавания учитель должен выяснить содержание знаний, сообщаемых в это время учащимся об изучаемом веществе, характер и объем знаний, на которые опирается это сообщение; содержание и объем новых знаний, которые учащиеся дополнительно получают о ранее изученных веществах; содержание знаний, которые учащиеся получают о новых веществах, не составляющих еще предмета специального изучения.

Предыдущее, как известно, должно составлять опору для прочного и сознательного усвоения последующего, а учащиеся всегда должны иметь дело с преодолимыми трудностями. Чтобы выполнить это дидактическое требование, ознакомление с веществами следует начинать с физических свойств, дальше переходить к изучению химических свойств и физиологического действия, затем рассматривать применение и народнохозяйственное значение веществ, нахождение их в природе и, наконец, способы получения их. В отдельных случаях, когда особенности вещества и подготовка учащихся этого требуют, учителю придется отойти от этого порядка.

На третьей стадии, при изучении других веществ, понятие о данном веществе развивается, как и на первой стадии, при условии, что каждая реакция воспринимается как взаимодействие, на каждую сторону этого взаимодействия обращается внимание учащихся и каждый новый элемент знаний (каждый новый признак) синтезируется с ранее усвоенными.

Выбор методов формирования понятий о веществах, подбор и проверку опытов учитель производит, руководствуясь теми положениями, которые были выдвинуты на страницах 453—472.

На основании описанной выше подготовительной работы составляется план формирования понятия.