Разъяснение учащимся применений веществ в промышленности, сельском хозяйстве и обыденной жизни и выяснение на основе понимания этих применений народнохозяйственного значения веществ имеет большое педагогическое значение: этим путем устанавливается связь преподавания химии с жизнью, с практикой коммунистического строительства, ученики приобретают умение применять знания на практике, их знания теряют абстрактный характер.

Связь обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства осуществляется путем ознакомления учащихся с успехами и задачами химизации страны, так как химизация страны заключается в постройке новых производств, расширении и совершенствовании существующих, во внедрении продуктов химического производства в разнообразные отрасли народного хозяйства и обыденную жизнь. Ознакомление учащихся с применением в народном хозяйстве и в быту химических продуктов является одним из основных средств ознакомления учеников с химизацией народного хозяйства страны.

При изучении веществ, имеющих большое значение в жизни, учащимся следует разъяснять, как указывалось выше, в каких областях народного хозяйства, почему и как применяется данное вещество, какое народнохозяйственное значение оно имеет, как развивается производство данного вещества в нашей стране. Применение же большинства веществ изучается кратко без рассмотрения вопроса о развитии их производства.

При изложении сведений о применении веществ учителя часто называют много областей и объектов применения, и среди них такие, о которых учащиеся не имеют никакого представления. Ввиду этого ученикам нельзя разъяснить, почему эти вещества применяются в данных областях для тех или иных целей. В этом случае изложение учителя превращается в бессодержательное для учащихся повествование, которое они не могут осмыслить и в лучшем случае способны лишь зазубрить. Такое изложение не имеет образовательного и воспитательного значения. Надо принять за правило указывать учащимся области и объекты применения, о которых учащиеся имеют какое-то понятие и в отношении которых можно разъяснить, почему, благодаря каким свойствам данные вещества находят здесь свое применение.

Иногда целесообразно назвать и многочисленные области и объекты применения, неизвестные учащимся, но это следует делать не для запоминания, а для того, чтобы показать широту применения вещества, и лишь после того, как на ряде доступных примеров будут изложены применения его, доступные пониманию учащихся.

В изложении сведений о применении веществ встречается также и другой недостаток: учителя стремятся разъяснить принципы применения всех веществ, а также во всех случаях стараются изложить и технику этого применения. Это уводит учителя далеко в сторону и вызывает перегрузку учащихся учебным материалом. С принципами и техникой применения следует знакомить лишь в тех случаях, когда вещества находят особо широкое применение в жизни, как например серная кислота, удобрения, инсектофунгициды и другие, и только тогда, когда учащиеся приобретут знания для понимания этих принципов и техники.

Ознакомление с применением веществ следует осуществлять путем рассказа, объяснения, сопровождающихся демонстрацией таблиц, кинофильмов, опытов, а также путем практических занятий и решения химических задач.