Как уже указывалось, к числу общих понятий о химическом производстве относятся понятия о химических продуктах, сырье, химических реакциях превращения сырья в продукт, главных технологических процессах, типичных аппаратах и о профессиях химического производства.

Рассмотренные условия успешного формирования понятий об отдельных химических производствах сохраняют свою силу и при формировании общих понятий. Эти условия влияют как непосредственно, так и опосредствованно через образование понятий об отдельных видах химического производства.

Но так как общие производственные понятия имеют существенное различие по сравнению с понятиями об отдельных производствах (первые охватывают отдельные стороны различных видов производства, а вторые—каждый из видов производства в целом), то и влияние каждого из вышеперечисленных условий проявляется при формировании общих понятий в особой форме. Кроме того, возникает ряд новых условий, определяющих успех формирования этих общих понятий.

Рассмотрим условия, проистекающие из специфики именно общих понятий.

1. Постепенное выделение признаков общих понятий при изучении отдельных производств и возможно более раннее, но обоснованное обобщение их для образования общих понятий; определение, характеристика и деление общих понятий, как только они образуются в ходе обучения.

Программы восьмилетней школы содержат так мало конкретного материала о химическом производстве, что здесь не представляется еще возможным начать систематическую работу по формированию общих понятий о нем. Но уже и здесь, в заключительной теме программы, используя материал по географии и химии и дополнив его новым, возможно раскрыть ученикам, что такое химическая промышленность и химизация страны, какое значение они имеют для построения коммунистического общества, какие мероприятия по химизации страны проводят Коммунистическая партия и Советское правительство. Это ознакомление следует провести, используя различные наглядные пособия: коллекции продуктов химической промышленности, таблицы применения этих продуктов в различных отраслях производства, схему построения химической промышленности, карту географического размещения ее, диаграммы развития химической промышленности за годы Советской власти и т. д.

Систематическое формирование общих понятий о химическом производстве начинается в IX классе.

Выше было показано, что каждое отдельное производство изучается по плану, который предусматривает не только хорошее раскрытие всех основных признаков понятий об этих отдельных производствах, но вместе с тем постепенное накопление и обобщение материалов, необходимых для раскрытия содержания общих понятий. Рассмотрим, как постепенно формируются эти общие понятия, опираясь на указанное выше условие.

При изучении соляной кислоты, как мы видели выше, дается характеристика ее как продукта химического производства. Учащиеся узнают, что соляная кислота есть раствор хлористого водорода в воде, имеющий определенные свойства, благодаря которым она находит достаточно широкое применение в различных отраслях народного хозяйства и потому производится химической промышленностью в значительных количествах. Учащиеся тут же знакомятся с ГОСТом, определяющим постоянное качество соляной кислоты для применения ее в народном хозяйстве. В этой характеристике соляной кислоты как продукта химического производства заключено также и то общее, одинаковое, что свойственно вообще продукции химического производства, а именно, что она получается путем химических реакций, служит удовлетворению народнохозяйственных потребностей благодаря наличию определенных свойств, обусловленных составом, что чистота и концентрация продукции обусловлены ГОСТом. Однако это общее не вычленяется еще в данное время, остается скрытым в отдельном.

Затем дается характеристика сырья солянокислотного производства. Им оказываются хлор и водород — отходы электролитического получения щелочей. Чтобы превратить их в хлористый водород, необходимый для получения соляной кислоты, водород сжигают в хлоре. Эти реакции протекают весьма энергично. Присутствие воды вызывает ускорение реакции, выливающееся иногда во взрыв. Ввиду этого водород и хлор осушают, чтобы в них остались лишь следы влаги. В этой характеристике сырья соляной кислоты (отдельного) заключается также общее, одинаковое для химического сырья вообще, а именно, что им являются часто отходы производства, что оно содержит компоненты продуктов, что в связи с особенностями химического превращения в продукт производится определен- пая подготовка его. Но это общее в данный период изучения химического производства не проявляется еще в открытой форме, остается скрытым в отдельном.

Далее дается характеристика научных основ получения хлористого водорода и поглощения его водой для получения соляной кислоты. Демонстрация учителем соответствующих опытов предоставляет возможность раскрыть учащимся научные основы проведения этих процессов: предупреждение образования взрывчатой смеси хлора и водорода, оптимальное развитие поверхности взаимодействующих веществ и применение противотока при поглощении хлористого водорода, применение избыточной концентрации водорода для предотвращения загрязнения соляной кислоты хлором.

В этой характеристике научных основ производства соляной кислоты также заключено то одинаковое, что вообще характеризует применение в химическом производстве химических реакций, а именно применение определенных принципов, обеспечивающих высокую скорость химических процессов, полноту использования материалов в производстве и безопасность труда работающих. Но это общее и тут не выделяется, остается пока скрытым в отдельном.

Базируясь на научных основах синтеза соляной кислоты, рассматривается технологическое и техническое оформление этого синтеза в условиях массового производства. Учащиеся знакомятся с разделением технологического процесса на две стадии: а) получение хлористого водорода и б) поглощение его водой, а также с устройством и действием главных аппаратов, применяемых на этих стадиях производства: с контактной печью и с поглотительной башней.

Материал для аппарата подбирается такой, который противостоит разрушительному действию хлористого водорода и соляной кислоты (специальные стали, керамика и др.). Конструкция и размеры аппаратов определяются особенностями протекающих в них процессов и требованием высокой производительности труда (специальное устройство горелки, высота контактной печи, обеспечивающая вмещение большого факела, изготовление поглотительной башни из кислотоупорных материалов с керамической насадкой для увеличения поверхности поглощения водой хлористого водорода и т. д.). В этой характеристике также содержится общее, одинаковое для всех химических производств, а именно то, что производство разделяется на стадии в зависимости от специфики физико-химических процессов, осуществляемых механизированными и автоматизированными средствами труда, что аппараты устроены и действуют в соответствии с научными принципами превращения сырья в продукт. Но это общее не выражается здесь в открытой форме; оно остается пока еще скрытым в отдельном.

В заключение дается представление о труде аппаратчиков, контролеров и лаборантов, занятых в производстве соляной кислоты, о содержании их труда и об охране его. Впоследствии учащиеся узнают, что это общие профессии химического производства.

Таким образом, при изучении производства соляной кислоты учащиеся приобретают знание отдельных сторон этого производства и вместе с тем (в непроявленном виде) также знание того, что характеризует химическое производство вообще: его продукты, сырье, научные основы, технологию, технику и организацию труда.

При изучении производства щелочей и хлора, алюминия, чугуна и стали также дается характеристика отдельных сторон химического производства и вместе с тем и того общего, одинакового, что свойственно химической индустрии вообще: ее продукции, сырья, технологии и техники. Но здесь путем анализа и синтеза, сравнения, отвлечения и обобщения это общее одинаковое проявляется явственнее и полнее: оптимальные температуры, оптимальное развитие поверхности реагирующих веществ и др. Одновременно проявляется и особенное, обусловленное своеобразием химических основ получение щелочей, хлора и алюминия — использование электрического тока и соответствующей аппаратуры (электролитических ванн, электризеров) для их получения, а при производстве чугуна и стали — применение высоких температур и специфической аппаратуры (кауперов, доменных, мартеновских и бессемеровских печей и т. д.).

Изучение производства серной кислоты позволяет выделить еще более явственно общие стороны и моменты. Путем сравнения сернокислотного с солянокислотным и металлургическим производством учащиеся узнают, что в сернокислотном производстве, так же как и в производстве соляной кислоты, чугуна и стали, для проведения химических реакций применяются оптимальные концентрации и температуры, оптимальное развитие поверхности реагирующих веществ, но, кроме этого, в сернокислотном производстве применяются еще и катализаторы. В сернокислотном производстве, как и в солянокислотном и металлургическом производственный процесс разделяется на стадии в зависимости от особенностей химического превращения сырья в продукт. Но стадии здесь иные, чем в солянокислотном производстве, так как химические основы тоже иные. Здесь применяются печи и поглотительные башни, в конструкции которых имеется много общего (печь для сжигания колчедана в пылевидном состоянии имеет много общего с контактной печью, а поглотительные башни имеют одинаковую конструкцию), но одновременно есть и отличие, обусловленное особенностями колчедана и его обжига. В сернокислотном производстве применяются контактные аппараты с теплообменниками, которые отсутствуют в солянокислотном производстве. Это обусловлено применением катализаторов и определенной оптимальной температуры для синтеза серного ангидрида.

Процесс выделения и закрепления общего, одинакового и вместе с тем особенного для химического производства идет дальше при изучении производства аммиака и азотной кислоты. Путем анализа, сравнения и отвлечения учащиеся опять обнаруживают общее в характеристике продукта, сырья, химических процессов, техники и технологии производства и в то же время особенное, но все же широко распространенное в химическом производстве — это применение высоких давлений, циркуляционных процессов, особых аппаратов и машин, обеспечивающих применение высоких давлений и циркуляции (колонна синтеза, компрессор, циркуляционный насос и пр.).

Теперь, после изучения указанных выше производств, все главное, что характеризует химические продукты, сырье, процессы, технику и принципы химического производства вообще, дано в виде конкретных примеров и выделено путем сравнения, и потому возникает возможность обобщить накопленные знания, оформить понятия о продукте, сырье, химических процессах, технологии и технике химического производства и образовать общее понятие о химическом производстве вообще. Вот почему в программе химии X класса после изучения азотной кислоты идет раздел «Научные основы химического производства». Задача этого раздела программы — обобщить все, что ранее изучено о химическом производстве, оформить общие понятия.

Опыт показывает, что это совершается тем лучше, чем обстоятельнее производится определение понятий, деление их и установление связи их между собой.

В тех случаях, когда определение через указание рода и видовых существенных отличий дать трудно, определение заменяется характеристикой, т. е. перечислением главных признаков.

Большое значение для формирования общих понятий имеет их деление, т. е. мысленное распределение на виды тех предметов материальной действительности, которые отражены в данном понятии. Деление понятий «химический продукт», «химическое сырье», «технологические процессы», «аппараты химического производства» и т. д. выражается их классификацией, т. е. распределением предметов на классы и подклассы согласно наиболее существенным в практическом отношении признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов. Классификация предметов производства имеет большое познавательное значение, так как содействует дифференциации и систематизации знаний. Зная место предмета в классификации, можно определить свойства предмета, а зная свойства предмета, можно поместить его на определенное место в систему, т. е. связать с другими предметами.

Проследим теперь, как путем обобщения и дополнения ранее накопленных знаний образуются общие понятия при изучении раздела программы «Научные основы химического производства».

Целью химического производства, как и любой другой отрасли производства в СССР, является получение продуктов, необходимых для максимального удовлетворения постоянно растущих потребностей советских людей.

Продукты химического производства — это вещества или смеси, служащие удовлетворению многообразных потребностей народного хозяйства, культуры и быта, вырабатывающиеся на предприятиях путем химических превращений исходных веществ.

Учащиеся констатируют многообразие продуктов (объем понятия), возникающее ввиду разнообразных потребностей в них народного хозяйства. Они знакомятся с разделением всех продуктов на две группы: полупродукты, служащие реагентами при химической обработке материалов в различных отраслях производства, и собственно продукты, прямо используемые в различных отраслях производства, на транспорте и в быту (деление понятия). Учащиеся обобщают сведения, полученные ранее о составе и свойствах продуктов, о государственных стандартных требованиях к продуктам. Обобщение этих знаний дает возможность учащимся составить понятие «продукты химического производства».

В то же время и на том же конкретном материале учащимся дается понятие о проникновении продуктов и методов химии во все отрасли народного хозяйства, здравоохранение, оборону страны и быт, т. е. понятие о химизации страны.

Для получения продуктов необходимо сырье.

Химическое сырье — это или природные вещества и смеси, или отходы производства, или полупродукты, из которых экономически выгодно получать химические продукты на предприятиях.

Учащиеся знакомятся с многообразием химического сырья (объем понятия), обусловленного многообразием продуктов, с разделением его на две группы: минеральное сырье и сырье растительное и животное (деление понятия), со способами добычи и первичной подготовки сырья к химической переработке (сортировка, обогащение, дробление и пр.). Обобщив знания по указанным выше вопросам, учащиеся приобретают понятие «химическое сырье».

На химических предприятиях сырье превращают в продукт посредством химических реакций. Обобщаются сведения об условиях, влияющих на скорость химических реакций и полноту использования сырья: повышение концентраций реагирующих веществ, проведение реакций при наиболее благоприятных температурах, применение катализаторов, увеличение поверхности реагирующих веществ, а также на химическое равновесие и сдвиг его в сторону получения необходимого продукта: оптимальные температура и давление, избыточная концентрация одного из исходных материалов. Осуществление указанных выше условий повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции достигается на химических предприятиях применением также таких общетехнических принципов, как электрификация, механизация и автоматизация. Следует обстоятельно разъяснить учащимся эти принципы применительно к химическому производству.

Далее учащиеся знакомятся с многообразием реакций, применяющихся в производстве, что обусловливается многообразием получаемых продуктов и используемого для этого сырья, и с разделением реакций на протекающие с изменением валентности элементов (окислительно-восстановительные реакции) и протекающие без изменения валентности элементов.

Далее обобщаются сведения о химико-технологических процессах. Химико-технологическими называются такие процессы, посредством которых сырье подготовляется к химической переработке, осуществляются химические реакции для превращения сырья в продукты, производится выделение и очистка продуктов, а также придание им товарного вида.

Обобщая накопленные ранее сведения, учащиеся знакомятся с тем, что технологический процесс всегда разделяется на стадии в зависимости от сущности химических реакций, что каждая стадия производства осуществляется механическими средствами труда так, что все стадии оказываются связанными между собой и превращение сырья в продукт осуществляется непрерывно (непрерывный поток). Все технологические процессы разделяются на три группы: 1) процессы, состоящие в осуществлении реакций, лежащих в основе производства; 2) процессы, заключающиеся в подготовке исходных материалов к химическим реакциям, в разделении и очистке продуктов производства, и 3) процессы передвижения всех веществ и материалов, вовлекаемых в сферу производства. К первой группе относятся следующие технологические процессы: заполнение аппаратов оптимально раздробленными, нагретыми, сжатыми, очищенными веществами, взятыми в оптимальных концентрациях или при избыточной концентрации одного из реагентов; смешивание, контактирование, нагревание, теплообмен и сжигание. Ко второй группе относятся обогащение, дробление, растворение, промывание, осушение, поглощение и др. Все эти технологические процессы осуществляются на основе применения законов естествознания и базирующейся на них техники.

Техника химического производства включает в себя прежде всего аппараты, т. е. технические устройства, в которых производятся реакции, посредством которых подготавливаются вещества к реакциям или осуществляется очистка и разделение полученных продуктов.

К технике химического производства относятся также различные вспомогательные машины, механизмы и транспортные устройства: насосы, компрессоры, эксгаустеры, трубы, ленточные транспортеры, шнеки и т. п. Аппараты разделяются на две группы: а) аппараты, где производятся реакции (реакторы), и б) аппараты, посредством которых осуществляется подготовка материалов к химическим реакциям, а также поглощение, разделение и очистка продуктов. К первой группе относятся различные печи, электролитические ванны, электролизеры, контактные аппараты, колонны, продукционные башни и т. д. Ко второй группе относятся поглотительные, промывные и сушильные башни, холодильники, сепараторы и пр. Учащиеся усваивают мысль, что устройство и действие аппаратов обусловливается особенностями технологических процессов, выполняемых посредством этих аппаратов. Здесь раскрывается принцип комплексной автоматизации производства.

Обобщается также материал о многообразии профессий химического производства: аппаратчики, прибористы, операторы, контролеры, лаборанты, диспетчеры, дается характеристика их труда и понятие об охране его.

Синтез всех знаний о продукте, сырье, химических превращениях сырья в продукт, о технологии, технике и организации труда дает понятие о химическом производстве вообще.

Итак, мы проследили, как при изучении отдельных производств и специального раздела программы «Научные основы химического производства» путем анализа и синтеза, отвлечения и обобщения, сравнения и противопоставления происходит постепенное образование общих понятий о химическом производстве и понятия о химическом производстве вообще.

2. Постепенная конкретизация и постепенное углубление образованных общих понятий при дальнейшем изучении отдельных производств. Общие понятия, правильно отражая главные стороны объективно существующей химической индустрии, являются вместе с тем основой, орудием изучения отдельных химических производств.

Эти понятия, включаясь в последующий активный процесс познания новых производств, помогают изучить и понять их быстрее, глубже и всестороннее. Но при изучении новых отдельных производств общие понятия также не остаются без изменения: они конкретизируются по содержанию и развиваются по объему. Предыдущая ступень служит основой для последующей ступени формирования понятий и облегчает ее осуществление.

После изучения раздела «Научные основы химического производства» учащиеся X класса в общих чертах знакомятся с производством аммиачной селитры, с газификацией твердого топлива, с производством силикатных материалов и изделий, а учащиеся XI класса — с коксохимическим производством, с производством синтетической уксусной кислоты, некоторых пластмасс и волокон.

При изучении отдельных видов химического производства развивается и конкретизируется по объему понятие «продукты химического производства». Учащиеся узнают, что продуктами химического производства являются удобрения (нитрат аммония, суперфосфат), применяющиеся в сельском хозяйстве; воздушный и водяной газ, используемый в производстве и в быту для горения; цемент, стекло и керамика, применяющиеся в строительной промышленности и в других отраслях производства; кокс и коксовый газ, широко применяющиеся в металлурные масла, потребляющиеся техникой всех отраслей производства; кокс и коксовый газ, широко применяющиеся в металлургической промышленности; бензол, толуол, нафталин, уксусная кислота, нашедшие широкое использование в промышленности органического синтеза, пластмассы, каучуки, искусственные и синтетические волокна. Учащиеся убеждаются в том, что одни продукты химии являются средствами производства, а другие — средствами потребления. Вследствие этого химическое производство разделяется на тяжелую химическую индустрию, вырабатывающую средства производства, и легкую химическую индустрию, доставляющую средства потребления. Тяжелая химическая индустрия составляет основу химизации народного хозяйства, и потому в народнохозяйственных планах предусматривается преимущественное развитие ее по отношению к легкой промышленности.

Развивается также объем понятия «сырье химического производства». В качестве сырья используются природные материалы (фосфориты, апатиты, глина, известняки, хлористый натрий, бокситы, криолит, руды металлов, топливо, нефть, природные и попутные газы, воздух, вода), различные полупродукты химического производства (аммиак, азотная и серная кислоты, сода, кокс, горючие газы и др.), а также различные отходы производства, как например водород, хлор, каменноугольная смола, аммиачная вода и др.

Конкретизируется также понятие о химических реакциях, применяющихся в химическом производстве. Учащиеся узнают, как осуществляется в производстве горение топлива, газификация его, как проводятся в промышленности реакции термического разложения (разложение топлива, крекинг нефти), реакции обмена (получение суперфосфата, стекла) и синтезы некоторых органических веществ. Принципы проведения химических реакций являются действительно общими, так как в той или иной мере используются в производстве каждого нового продукта, с которым учащиеся знакомятся. В каждом производстве технологический процесс расчленяется на стадии, связанные между собой так, что осуществляется непрерывное превращение сырья в продукт. Всюду используются оптимальное развитие поверхности реагирующих веществ, оптимальные температуры и оптимальные концентрации. Во многих производствах применяются катализаторы.

На примере производства уксусной кислоты учащиеся знакомятся с применением катализатора в растворе, с регенерацией и циркуляцией его.

В этот же период учащиеся узнают, что наряду с непрерывным проведением технологических процессов применяется периодическое осуществление их и что наряду с противотоком применяется также и прямоток (например, в производстве уксусной кислоты).

Развивается далее и понятие «технологический процесс». При изучении производства аммиачной селитры и суперфосфата учащиеся знакомятся с грануляцией и кристаллизацией — операциями, широко применяющимися в современном химическом производстве, на примере производства нефтепродуктов — с крекингом и на примере производства уксусной кислоты—с ректификацией.

Знакомство с техническим осуществлением технологических процессов содействует развитию у учащихся понятия «аппараты химического производства». Учащимся разъясняется устройство и действие таких типичных для химического производства реакторов, как газогенераторы, коксовая печь, трубчатая печь и т. д. Учащиеся знакомятся также с новыми видами типичной аппаратуры, применяющейся для очистки и разделения продуктов и для придания им надлежащего вида: грануляционные башни, ректификационные колонны и пр.

Сравнивая и сопоставляя технологические процессы и аппараты химического производства, учащиеся устанавливают их сходство и отличие.

После образования общих понятий о химическом производстве учащиеся, изучая отдельные производства, идут от абстрактного к конкретному, в результате чего образуются конкретные понятия, представляющие собой единство отдельного, особенного и общего.

При формировании как общих, так и частных понятий о химическом производстве систематически разъясняется учащимся политика Коммунистической партии и Советского правительства и задачи в области .развития химической промышленности и химизации народного хозяйства СССР, поставленные в Программе КПСС. Это главное условие правильного формирования понятий.

В конце изучения химии, когда учащиеся ознакомятся с основами химической науки и с основами химического производства и станут подготовленными к сознательному восприятию истории грандиозной работы партии и правительства по химизации страны, выделяется время для заключительной лекции, в которой эта история излагается в кратком виде.

3. Применение сводных аналлтико-синтетических таблиц. Для облегчения аналитико-синтетической деятельности учащихся при образовании общих производственных понятий необходимо систематически пользоваться всеми наглядными пособиями, которые применялись при изучении отдельных производств (см. стр. 522): коллекциями продукции, сырья и полуфабрикатов, таблицами применения веществ, схемами производственных процессов, схемами устройства и действия аппаратов, моделями аппаратов и цехов, повторным показом отдельных опытов и т. д. Так, при выделении признаков общих понятий в процессе изучения азотной кислоты используются коллекции продуктов и сырья, схемы и модели аппаратов и схемы производственных процессов ранее изученных производств: соляной кислоты, серной кислоты и аммиака. При правильном руководстве со стороны учителя процессами анализа и синтеза, сравнения и противопоставления, отвлечения и обобщения (обдуманная постановка вопросов, поддержание активности и самодеятельности учащихся и т. д.) применение указанных выше наглядных пособий способствует более быстрому и легкому образованию общих понятий.

Однако использование всех этих пособий, приспособленных для изучения отдельных производств, лишь частично облегчает и ускоряет процесс образования общих понятий, так как ученики имеют дело с разобщенным, не сведенным в одно целое материалом. Для многих учащихся этого недостаточно. Возникает потребность в пособиях, которые сводят ранее изученное о продуктах, сырье, химических реакциях для превращения сырья в продукты, о технологии и технике производства в одно целое, оформляют этот материал в легко обозримой форме. Такими пособиями могут быть сводные аналитико-синтетические таблицы. В этих таблицах по вертикали записываются названия производств, по горизонтали — вопросы, по которым дается характеристика продуктов, или сырья, или реакций, или технологии, или техники производства, а в образовавшихся клеточках — ответы на каждый вопрос. Эти ответы могут записываться или словами, или рисунками (как, например, в таблице «Аппараты химического производства»), или условными обозначениями.

Таблицы составляются с помощью учащихся.

После изучения каждого производства в таблицы заносятся новые данные. Так постепенно могут быть созданы аналитикосинтетические таблицы: «Химические продукты», «Химическое сырье», «Химические реакции, посредством которых сырье превращается в продукты», «Химико-технологические процессы», «Научные принципы химического производства», «Аппараты химического производства». В этих таблицах будет раскрыто содержание общих понятий как единства общего, особенного и отдельного.

Можно поступить иначе, а именно организовать составление этих таблиц в химическом кружке силами самих учащихся IX—XI классов.

Даже тогда, когда таблицы будут изготовлены на больших листах бумаги, их нельзя будет издали прочесть ввиду насыщенности материалом. Поэтому эти таблицы развешиваются на стенах кабинета, чтобы ученики на перемене могли спокойно рассмотреть их.

К помощи данных таблиц следует прибегать в тот момент, когда новое производство (например, производство аммиака) изучено и учитель предлагает учащимся изложить, что теперь они знают о химических продуктах, о превращении сырья в продукты, о технологии и технике производства, и сравнить между собой изученные продукты, сырье, процессы, аппараты, научные принципы производства.

Сводные аналитико-синтетические таблицы могут служить средством повторения, закрепления и систематизации знаний учащихся в процессе изучения курса химии. Таким средством они могут служить и по окончании курса химии в XI классе, когда под руководством учителя проводится подготовка к экзаменам на аттестат зрелости.

Работая над формированием производственных понятий, необходимо всемерно заботиться о дальнейшем повышении качества усвоения учащимися основ химической науки. Чем лучше и глубже будут усваивать учащиеся основы химии, тем более значительных успехов они будут достигать в своей подготовке к практической деятельности и в своей последующей практической работе на производстве.

Химическая технология — это применение химии в области производства химических продуктов, служащих удовлетворению потребностей человека.

Особенно большое значение для успешного усвоения знаний о химическом производстве имеет всестороннее и глубокое изучение закономерностей химических реакций, лежащих в основе производственных процессов, а также принципов управления этими реакциями в целях получения оптимальных выходов добываемых продуктов. Отсюда исключительно большое значение имеет хотя бы краткое ознакомление учащихся на уроках химии с теорией равновесия и законом действия масс, с элементами термохимии и химической кинетики. Более подробное освещение этих вопросов может составить предмет интересных занятий в химическом кружке, а также содержание факультативного курса химии в IX или в X классах.

Химическая теория помогает лучше понять химические производства. В свою очередь изучение химических производств оказывает большое влияние на усвоение теоретических сведений по химии. Под влиянием химической практики теоретические знания становятся более осмысленными, конкретными, применимыми в жизни.

Осуществление тесной связи теории с практикой в обучении — важнейшее условие подъема химического образования учащихся и подготовки их к жизни и труду.