Эти задачи тесно связаны с задачами на получение веществ и определение их состава.

При решении задач рассматриваемого типа больше всего возникает затруднений в выборе принципа разделения смесей и в выборе операций, которые должны быть произведены. Для того чтобы учащиеся приобрели умение преодолевать эти трудности, целесообразно решение таких задач проводить по следующему плану:

1. Повторите условие задачи.

К хлористому цинку примешан в количестве 1 % хлористый барий. Как очистить 2 г хлористого цинка от примеси?

2. Что известно из условия задачи? Что неизвестно?

Известны вещества, из которых состоит смесь, и неизвестно, как отделить их друг от друга.

3. Вспомните, что представляют собой вещества, составляющие смесь, а также растворяются ли они в воде.

Хлористый цинк — вещество твердое, в воде растворяется. Хлористый барий — также твердое, растворимое в воде вещество.

4. Какие свойства, имеющиеся у хлористого бария, но отсутствующие у хлористого цинка, можно использовать для отделения первого вещества от второго?

Хлористый барий при взаимодействии в растворе с солями серной кислоты образует сернокислый барий, который выпадает в осадок. Этим свойством хлористый цинк не обладает.

Если учащиеся не дают такого ответа, учитель подводит их к нему при помощи дополнительных вопросов.

5. Какие операции и в каком порядке следует применить, чтобы очистить хлористый цинк?

Надо растворить смесь в воде и подействовать раствором сернокислого цинка. Произойдет реакция:

BaCl2 + ZnSO4 = BaSO4 + ZnCl2

(Если учащиеся затрудняются указать, что для осаждения бария надо применить сернокислый цинк, учитель задает им несколько дополнительных вопросов.)

Сернокислый барий можно отфильтровать. Фильтрат будет состоять из раствора хлористого цинка в воде. Из него надо выпарить воду. Получится твердый хлористый цинк.

6. Но при этом вы можете прибавить или мало или много раствора сернокислого цинка и очистки не произойдет.

Надо рассчитать, какое количество сернокислого цинка следует взять, чтобы очистить 2 г хлористого цинка, в котором хлористый барий составляет 1%.

7. Как сделать все указанное практически? В каком количестве воды растворить хлористый цинк с примесью хлористого бария; сколько граммов сернокислого цинка надо прибавить в этот раствор; в каком количестве воды следует растворить этот сернокислый цинк; как произвести отстаивание, фильтрование и выпаривание?

Упражнения в решении задач на разделение смесей следует давать в порядке возрастания трудности. Например, в VII—VIII классах можно решать задачи, подобные следующим: а) отделить мел от воды; б) как из смеси песка с поваренной солью выделить последнюю; в) как из морской воды получить чистую воду; г) как очистить поваренную соль; д) как из смеси кислорода с азотом выделить азот и т. п. В IX классе можно решать уже более трудные задачи: а) из смеси поваренной соли и углекислого аммония получить чистую поваренную соль; б) разделить смесь хлористого калия и хлористого железа и т. д.