Примером задач на проведение реакций, характерных для данного вещества, может служить следующая задача: «Проделать реакции, характерные для этилового спирта». При решении этой задачи от учащихся требуется: а) вспомнить, какие реакции характерны для данного вещества; б) подобрать конкретные примеры этих реакций, в) разработать технику химического эксперимента и г) выполнить опыты.

Наблюдения за решением этих задач показывают, что учащиеся затрудняются в названии реакций, характерных для данного вещества и в подборе соответствующих примеров. В ряде случаев учащиеся затрудняются и в определении техники выполнения опытов. Эти затруднения возникают при недостатке химических знаний и опыта экспериментальной работы.

Чтобы научить учащихся решать задачи данного типа, следует применить аналитико-синтетический метод. На примере указанной выше задачи покажем, как это делать.

1. Повторите условие задачи. Что вам известно и что неизвестно по условию задачи.

2. Какие реакции характерны для этилового спирта?

Этиловый спирт взаимодействует со щелочными металлами с образованием этилатов, взаимодействует с серной кислотой с образованием этилового эфира, взаимодействует с кислотами с образованием сложных эфиров, окисляется хромовой смесью в уксусный альдегид.

3. Какие опыты следует проделать, чтобы подтвердить наличие у этилового спирта этих реакций.

Опыт 1. В пробирку с 1 мл этилового спирта опустить кусочек металлического натрия. Будет выделяться водород, который можно поджечь.

Опыт 2. В пробирку с 1 мл этилового спирта прибавить осторожно 1 мл концентрированной серной кислоты и нагреть в стакане с горячей водой. Будут выделяться пары этилового эфира, которые легко обнаружить по запаху. При поджигании пары загораются.

Напишите уравнение реакции:


Опыт 3. В пробирку с 1 мл этилового спирта прибавить 1 мл уксусной кислоты и в два раза больше концентрированной серной кислоты. Смесь осторожно нагреть в стакане с кипящей водой. Будет выделяться уксусноэтиловый эфир, который можно обнаружить по специфическому приятному запаху.

Напишите уравнение реакции:


Опыт 4. В пробирку с 1 мл этилового спирта прибавить 4 мл хромовой смеси и нагреть. Будет выделяться уксусный альдегид, который легко обнаружить по запаху (запах прелых яблок).

Напишите уравнение реакции:


4. Проделайте эти опыты.

Решение этих задач имеет большое образовательное значение, состоящее в том, что учащиеся воспроизводят и закрепляют в памяти химические свойства, характерные для данного вещества, проводят опыты, подтверждающие наличие этих свойств, вырабатывают экспериментальные навыки.