Согласно программе средней школы учащиеся должны научиться приготовлять процентные, молярные и нормальные растворы. На двух примерах покажем, как решать эти задачи.

Задача. Приготовить 25 г 4-процентного раствора хлористого натрия.

Повторите условие задачи. Что известно и что надо узнать. Как будете решать задачу?

1. Узнаем, сколько граммов хлористого натрия надо взять для приготовления 25 г 4-процентного раствора.

На 100 г раствора надо взять 4 г, а

на 25 » » » х

Откуда

x=4x25/100=1 (г)

2. Узнаем, сколько граммов воды надо взять для приготовления 25 г 4-процентного раствора хлористого натрия.

25 г — 1 г = 24 г

3. Отвесим 1 г поваренной соли.

4. Тарируем химический стаканчик и отвесим в него 24 г воды.

5. Растворим в 24 г воды 1 г поваренной соли, помешивая жидкость стеклянной палочкой.

Мы получили 25 г 4-процентного раствора хлористого натрия.

Задача. Приготовить 250 мл и 0,5 М раствора хлористого натрия.

Повторите условие задачи. Что известно и что надо узнать по условию задачи? Как будем решать задачу?

1. Молярным раствором называется такой, в литре которого содержится один моль вещества. Зная это, высчитаем, сколько граммов хлористого натрия надо взять для приготовления 1 л 1 М раствора:

MNaCl= 23+35,5 = 58,5 (г)

2. Но нам надо приготовить 0,5 М раствора. Поэтому высчитаем, сколько граммов хлористого натрия надо взять для приготовления 1 л 0,5 М раствора:

58,5 г x 0,5 = 29,25 г

3. Так как надо приготовить не 1 л 0,5 М раствора хлористого натрия, а 250 мл, то мы вычислим, сколько граммов хлористого натрия надо взять для приготовления 250 мл:

1000 мл – 29,25 г

250 мл – x

x=29,25 x 250 / 100=7,31 (г)

4. Отвесим 7,31 г хлористого натрия.

5. Высыплем 7,31 г хлористого натрия в мерную колбу на 250 мл и прильем до половины колбы воды. Покачивая колбу из стороны в сторону, растворим поваренную соль в воде. Когда вся соль растворится, прильем еще воды до риски.

При решении задачи на приготовление растворов учащиеся очень часто допускают ошибки исключительно из-за того, что не имеют четких понятий о процентном, молярном и нормальном выражении концентрации растворов. Чтобы предупредить ошибки, надо, во-первых, достигнуть понимания того, что такое процентные, молярные и нормальные растворы, дать четкие определения их, выполнить письменным путем несколько расчетных задач, связанных с приготовлением этих растворов, и затем уже перейти к решению экспериментальных задач. При решении экспериментальных задач могут возникнуть недостатки, связанные с отвешиванием и растворением. Эти недостатки преодолеваются путем показа учителем приемов правильного взвешивания и растворения веществ и путем упражнений в решении задач экспериментальным путем.