Методы обучения химии

Главная задача обучения химии состоит в том, чтобы дать учащимся систематические и прочные знания основ этой науки и применений ее в жизни, формировать при этом у школьников коммунистическое мировоззрение, умение пользоваться химическими знаниями на практике, готовить учащихся к жизни и труду.В решении этой задачи большое значение имеет правильное решение не только вопроса, чему учить (содержание образования), но и вопроса, как учить (методы обучения).

Методы обучения химии определяются содержанием химической науки, так как метод есть внутреннее движение самого содержания. Методы обучения определяются также методологией науки — учением о закономерностях и методах познания. Методология вбирает в себя важнейшие достижения науки и использует их для умножения дальнейших успехов познания. Единственно правильной методологией научного познания является диалектический материализм. Он же является методологической основой преподавания в школе всех наук о природе, в том числе и химии, основой разработки и применения дидактических методов обучения. Поэтому, прежде чем перейти к изложению методов, применяемых в преподавании химии, попытаемся рассмотреть вопрос о закономерностях и методах научного познания, о своеобразии использования их в процессе обучения химии, т. е. раскрыть методологические основы обучения химии. Рассмотрим сначала вопрос о закономерностях научного познания, открытых диалектическим материализмом.

Эксперимент
Разработка и экспериментальная проверка гипотез
Творческие самостоятельные работы учащихся
Трудовой метод
Решение химических задач
Значение текущей проверки успеваемости учащихся по химии
Требования к объему знаний, умений и навыков учащихся по химии
Оценка знаний учащихся
Методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по химии
ВЫБОР МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ТВОРЧЕСКАЯ КОНКРЕТИЗАЦИЯ УЧИТЕЛЕМ
СИСТЕМА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
НЕОБХОДИМОСТЬ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
Устное изложение. Беседа
Работа школьников с учебником и другими книгами
Развитие речи учащихся
Наблюдение
Экскурсии
Длительные наблюдения в производстве
Причинная (каузальная) связь явлений
Способы нахождения закономерных связей и отношений, эмпирических и каузальных законов
Трандуктивный путь ознакомления учащихся со свойствами веществ и химическими превращениями их
Ознакомление учащихся со свойствами, связями и отношениями веществ
Закономерности научного познания
Применение диалектического метода и материалистической теории познания в процессе обучения химии
Пути перехода от незнания к знанию в процессе обучения химии
Сущность формирования и развития научных понятий в процессе обучения химии
Частные логические методы познания и использование их в процессе обучения химии
Индукция
Дедукция
Индукция и дедукция