В теории познания, говорит В. И. Ленин, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т. е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным

Диалектический материализм учит, что вне сознания человека, до человека и независимо от него существовала и существует природа. Воздействуя на природу для удовлетворения своих потребностей, человек познает ее. В. И. Ленин учит, что познание —это процесс отражения природы в сознании человека, а знания, приобретаемые человеком,— это понятия, законы, категории и т. д. Материя первична, а сознание вторично. Материя порождает мысль. Мозг является органом мысли. Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит. Являясь теорией познания и преобразования мира, ленинская теория отражения раскрывает происхождение и развитие знаний в процессе изменения мира и для преобразования его.

В. И. Ленин считает понятия высшей формой знания, «...понятия высший продукт мозга, высшего продукта материи» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 38, стр. 157). Каждую науку, в том числе и химию, с этой точки зрения можно рассматривать как систему понятий и законов, отражающих явления и предметы объективной реальности.

Самые абстрактные химические понятия коренятся в ощущениях, приобретаемых в процессе живого созерцания—чувственного познания. Ощущение — это первая форма отражения реальных явлений и процессов. По выражению В. И. Ленина, «...ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 14, стр. 39). В процессе практического воздействия на предметы внешнего мира они действуют на органы чувств человека, и возникающее физиологическое возбуждение превращается в мозгу в явления сознания — в ощущения. Ощущения являются формой отражения отдельных свойств и сторон изучаемых предметов и явлений природы. Так, при изучении веществ мы получаем ощущение цвета, запаха, вкуса и пр.

В живом созерцании отражаются не только отдельные свойства и стороны изучаемых явлений мира, но и явления в целом. Восприятия, т. е. образы предметов и явлений, возникающие при чувственном созерцании их, создаются на основе ощущений, но не сводимы к их сумме. Восприятие — это новая ступень в познании, основой которой является объективная связь сторон воспринимаемых явлений мира. Созерцание совершается при участии всех органов чувств и сторон личности познающего, при участии накопленных ранее знаний. В каждом восприятии имеется субъективный момент, и соединение ощущений в восприятии лишь приблизительно точно и верно отражает соединение сторон в предмете. Общественно историческаяпрактика человека способствует очищению восприятий от субъективных моментов, повышению объективности непосредственного знания, удержанию общих свойств» признаков предметов. В восприятие входит уже первичное обобщение.

Как показывает исторический опыт познания, живое созерцание дает тем более правильные и содержательные восприятия, чем более четко была поставлена цель созерцания, чем более всесторонне и квалифицированно был разработан план его, чем более совершенной была его техника (приборы, аппараты, инструменты), утончающая органы чувств человека, чем более систематически было оно проведено и чем более последовательно осуществлялась установка схватить то, что действительно существует в объективной реальности, отметая все субъективное. Живое созерцание, удовлетворяющее всем этим требованиям, называется научным наблюдением. В химии наблюдение занимает видное место. Наблюдение дает знание свойств веществ и внешних сторон химических процессов, создает их наглядные индивидуальные образы. Эти образы могут запечатлеваться в памяти и воспроизводиться в отсутствии веществ и химических процессов, когда последние уже не действуют на органы чувств. Образы предметов и явлений мира, возникающие в сознании человека в их отсутствие, называются представлениями.

Представления — новая ступень познания. Современная психология различает два вида представлений: представления памяти и представления воображения. Представлениями памяти называются образы предметов и явлений, приобретенные ранее в живом созерцании и воспроизводимые памятью в отсутствии предметов и явлений. Представления воображения—это образы предметов, не воспринимавшихся нами непосредственно, но созданные воображением из материалов предшествовавших наблюдений. Так, например, никто из химиков не видел атома водорода, атома кислорода, молекулы воды, но каждый химик представляет их себе, конструируя эти представления из разнообразных научных материалов, опирающихся в конечном счете на материалы, добытые в процессе живого созерцания.

Представления, как и восприятия, содержат первичные обобщения отдельных сторон и свойств предметов. Эти обобщения происходят на основе многократно повторяемой общественной практики человека.

Представления имеют в познании людей огромное значение. Благодаря представлениям познание может продолжаться и при отсутствии предметов. В представлении человек обобщает настоящее, приобретает возможность держать в сознании прошлое, получает перспективу будущего и освобождается от ограниченности непосредственно данного. Если бы не было представлений, человек знал бы только то, что в данный момент воспринимает. Представление дальше отстоит от предмета, и потому оно менее ярко, чем восприятие. Но в представлении свойства предметов более обобщены, чем в восприятии. А так как нахождение общего — важнейшая задача научного познания, то представление вместе с тем и ближе к предмету, чем восприятие.

Представления могут быть более и менее обобщенными. Поэтому различают единичные и общие представления, между которыми существует большое разнообразие образов, примыкающих то ближе к образу единичного предмета (например, данного образца серы), то к образу, возникшему в результате многократного восприятия отдельных предметов данного вида (например, различных образцов серы).

Но представления, как и восприятия, еще мало вооружают человека для практической деятельности, так как в них дано знание видимых свойств и отношений предметов внешнего мира. Между тем для успешной практической деятельности необходимо знать сущность явлений, законы их возникновения и развития. Но так как свойства вещей суть проявление их качества, а внешние связи и отношения — проявление на поверхности явлений внутренних существенных связей и движения предметов природы, то человек от восприятий и представлений посредством мышления может подняться к раскрытию сущности явлений, законов их существования, т. е. подняться на более высокую ступень познания— к понятиям. От чувственного познания осуществляется переход к опосредствованному логическому познанию.

Научные понятия — это знания, к которым приходит мышление, раскрывая и осознавая существенные свойства, закономерные связи и отношения в явлениях и между явлениями материального мира. «Образование (абстрактных) понятий,— говорит В. И. Ленин,— и операции с ними уже включают в себе представление, убеждение, сознание закономерности объективной связи мира». И дальше: «...уже самое простое обобщение, первое и простейшее образование понятий (суждений, заключений etc.)означает познание человеком все более и более глубокой объективной связи мира». (В. И. Ленин, Сочинения, т. 38, стр. 169).

В мышлении познание отдаляется еще больше от предмета, чем в представлении, но для того, чтобы лучше узнать предмет. Так, в научных химических понятиях исчезает единичная форма познаваемых веществ и их превращений. Научные понятия являются обобщенным знанием, единством общего, особенного и отдельного.

Чтобы от единичного подняться к общему — к понятию, мышление, базируясь на общественно-трудовой практике, отделяет необходимое (закономерное) от случайного, существенное от являющегося, находит наиболее устойчивые и постоянные связи внутри явлений, а также связи данных явлений с другими явлениями природы.

Предметы природы находятся в постоянном движении, изменении и развитии. Поэтому, чтобы составить правильные понятия о них, осуществляется диалектический подход при изучении природы, т. е. открываются обусловленность явлений, их возникновение, изменение и развитие.

Объективные, устойчивые и необходимые связи и отношения предметов и явлений природы называются законами В. И. Ленин говорит, что «...понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса...» (тамже, стр. 140). Познавая законы явлений, человек познает их сущность, находит тем самым в них общее и необходимое и отделяет его от случайного.

Явления природы находятся в самых разнообразных связях и отношениях, каждый закон неполно, односторонне освещает связь явлений, а потому лишь относительно точно характеризует ее. Законы природы приблизительно верно раскрывают картину всеобщей связи явлений и правильны лишь при определенных условиях.

Раскрытие существенных и закономерных связей внутри и между явлениями и предметами мира совершается путем анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и противопоставления, абстракции и обобщения и других операций мышления над материалами живого созерцания, производимых на основе общественно-исторической практики, руководствуясь общей теорией познания — материалистической диалектикой.

Познание не сразу полно, точно и глубоко раскрывает общие свойства, существенные и закономерные связи, возникновение и развитие предметов и явлений мира, а постепенно, в процессе исторического движения познания. В. И. Ленин отмечает «бесконечный процесс углубления познания человеком вещи, явлений, процессов и т. д. от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности» (тамже, стр. 214). Поэтому в начале изучения научные понятия неизбежно бывают бедными по содержанию, неглубоко охватывающими сущность явлений, т. е. абстрактными. В ходе познания люди постепенно переходят от этих абстрактных понятий к понятиям, раскрывающим многообразие свойств, связей и отношений, явлений объективной реальности, т. е. переходят к конкретным понятиям. Чтобы образовать конкретное понятие, исследователи в процессе практического воздействия на предметы и явления мира раскрывают все новые и новые свойства связи и опосредствования, синтезируют их и отражают, таким образом, предметы и явления во многообразии сторон и отношений —во всей их конкретности, раскрывают содержание понятий в системе суждений.

В химии эти положения хорошо подтверждаются историей развития понятий «атом», «молекула», «кислота», «основание» и т. Д.

Процесс познания —это процесс очень сложный, зигзагообразный, полный отступлений и уходов в сторону, но процесс, включающий познание объективной истины, беспрестанно развивающейся объективной действительности. Поэтому понятия не являются мертвыми и застывшими, а находятся в постоянном движении и развитии. В. И. Ленин указывает, что «понятия... охватывают условно, приблизительно универсальную закономерность вечно движущейся и развивающейся природы... Человек не может охватить = отразить=отобразить природы всей, полностью, ее „непосредственной цельности, он может лишь вечно приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы, научную картину мира и т. д. и т. п.» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 38, стр. 173). Другими словами, научные знания имеют исторический характер. Развитие химических понятий является убедительным подтверждением указанного выше ленинского положения.

Каждая естественная наука, в том числе и химия, стремится не только описать факты, установить законы, объяснить и понять явления природы (составить о них научные понятия), но и свести все познанное к наиболее полному единству, создать цельную объясненную картину изучаемой ею области природы. Такое объяснение материала науки, которое сводит описательную часть ее, законы и понятия науки в высшее, доступное для данной ступени знания единство, называется теорией. Благодаря теориям, проверенным и подтвержденным практикой, разрозненные знания превращаются в научную систему, отражающую естественные связи и развитие явлений природы, изучаемых данной наукой. В химии такими теориями являются молекулярная, атомная, периодический закон, теория строения атомов, ионная теория и т. д. Теории выдвигаются практикой и проверяются ею. По мере развития общественно-исторической практики и углубления нашего познания углубляются и совершенствуются научные теории. Возникая в конечном счете из потребностей развития материальных условий производства, правильные передовые научные теории имеют огромное значение для развития науки и общества: они играют организующую, направляющую, руководящую, преобразующую роль в развитии самой науки, способствуют усовершенствованию существую-ших понятий, образованию новых, успешному решению вопросов жизни, производства. Всем известна роль, которую для жизни и науки сыграли такие теории, как теория строения вещества, теория химического строения органических веществ и т. д.

Особенностью мышления человека в сравнении с мышлением животных является то, что оно является словесным, базирующимся на языке.

Язык есть средство, орудие, при помощи которого люди мыслят, общаются друг с другом и добиваются взаимного понимания. Язык регистрирует и закрепляет в словах и предложениях результаты мышления, успехи познавательной деятельности человека. Какие бы мысли ни возникали в голове человека и когда бы они ни возникали, они могут возникнуть и существовать лишь на базе языковых терминов и фраз. Мыслей, свободных от языкового материала, не существует. «Язык есть непосредственная действительность мысли» (М аркс).

Движущей силой развития научных знаний является в конечном счете противоречие между развитием материальных условий жизни общества и состоянием знаний, между новыми фактами и старыми способами истолкования их. В. И. Ленин говорит, что «...мир не удовлетворяет человека и человек своим действием решает изменить его» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 38, стр. 205). Когда под влиянием материальных условий жизни общества возникают новые общественные потребности, то они стимулируют исследования в различных областях науки. Накапливается большое количество новых фактов и возникает необходимость объяснить их. Тогда рано или поздно возникают новые, более общие и передовые понятия, идеи, теории, пользуясь которыми пересматривают ранее добытый научный материал, совершенствуют ранее приобретенные понятия, накапливают новые факты. На определенной ступени развития новые факты, накапливаемые под стимулирующим воздействием новых материальных потребностей общества, опять вступают в противоречие с существующими теориями. Разрешение этого противоречия путем борьбы противоположных тенденций приводит к образованию новых теорий, к качественной перестройке содержания старых понятий. На новых этапах развития науки удерживается от предыдущих стадий все, что сохраняет истинное значение в свете новых открытий, проверенных практикой. История химии является убедительным подтверждением этих положений.

«Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания»,— указывал В. И. Ленин в своей знаменитой работе «Материализм и эмпириокритицизм» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 14, стр. 130).

Конечно, источником наших знаний о предметах природы и отношениях между ними являются сами предметы, их отношения между собой, их действия на наши органы чувств. Но в отличие от метафизического и созерцательного материализма ленинская теория познания показывает, что знания приобретаются через посредство практики и на ее основе. В. И. Ленин требует, чтобы вся человеческая практика входила в полное познание предмета и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку, и как критерий истины.

В. И. Ленин понимал под практикой чувственно-материальную деятельность людей, преобразующую мир, изменяющую предметы, явления и процессы действительности. Производство материальных благ (пищи, одежды, орудий труда и т. п.), классовая борьба, национально-освободительное движение, революция, деятельность в области народного просвещения, здравоохранения, научный эксперимент и т. п. — вот виды практики, виды чувственно-материальной деятельности людей по изменению мира, являющиеся критерием истины и определителем того, что надо человеку.

Основным видом общественной практики является производство материальных благ, труд по созданию материальных ценностей. Трудовая производственная практика является стимулом, основой и критерием познания. Изменяя мир для удовлетворения своих практических потребностей посредством своей материальной трудовой деятельности, люди познают свойства, закономерные связи и отношения предметов природы, познают отношения этих предметов к себе, познают производственные и другие общественные отношения, в которые вступают в процессе производства. Производственная практика сыграла выдающуюся роль в развитии химии, выдвигая новые проблемы, служа основой для их решения и проверки.

Большое значение в развитии естественных наук, в том числе и химии, играет эксперимент, который является методом исследования свойств веществ и их превращений, открытия законов, формой практической проверки добытых эмпирических и теоретических знаний. Эксперимент включает в себя наблюдение, воображение, мышление, анализ и синтез, сравнение, суждение, умозаключение, доказательство, речь и другие процессы психической деятельности, протекающие при исследовании. В нем воедино соединяются наблюдение, абстрактное мышление и практика.

Наука служит не только для того, чтобы объяснять мир, но и для того, чтобы изменять его. Путем производственной и других видов общественной деятельности, основанных на применении открытых наукой законов природы и развития человеческого общества, осуществляется изменение, преобразование мира. В процессе изменения мира возникают новые познавательные проблемы. Их исследование ведет к новым открытиям. Практика — теория, теория — практика и т. д.— таков ход общественно-исторического познания человеком объективной действительности и изменения ее.

Изменяя мир и познавая его, люди при этом сами изменяются и не только в том смысле, что накапливают новые знания и физически развиваются, но и в том смысле, что приобретают чисто человеческую способность познания. Маркс указывает, что вся история есть не что иное, как образование человека человеческим трудом. В процессе коллективного труда людей возникла членораздельная речь, и н а ее основе произошло быстрое развитие человеческого мышления. Развитие мозга и подчиненных ему чувств все более и более оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая им обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию.

Рассматривая переходы от незнания к знанию, В. И. Ленин открыл общий диалектический путь познания: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». Этот путь познания не надо понимать так, что открытие истины всегда начинается с живого созерцания, затем переходит к абстрактному мышлению и, наконец, завершается практикой. В процессе исследования часто все три момента присутствуют одновременно. Момент практики имеет место и при живом созерцании, и при абстрактном мышлении, так как служит основой их. Химические исследования нередко начинаются с размышления над материалами предшествующих работ и затем включают живое созерцание и практическую проверку в виде эксперимента. В последнее время в связи с успехами теоретической химии этот путь применяется все в большей и большей мере в химических исследованиях. Но в каком бы порядке в конкретном исследовании ни шли практика, живое созерцание и абстрактное мышление, пусть в отдельных исследованиях отсутствует живое созерцание, но в итоге, в конечном счете всякая истина открывается при движении от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

В нашей стране и в странах социалистического лагеря наука используется для народа, для подъема производства, культуры и быта.

В капиталистических странах наука используется для обогащения эксплуататоров и угнетения трудящихся, а развитие ее стимулируется только в тех областях, где можно получить максимальную прибыль. В капиталистических странах наука используется буржуазией для усиления эксплуатации трудящихся и подчинения военной силой народов других стран.