В. И. Ленин указывал, что формальной логикой можно и то с поправками ограничиться лишь в начальных классах школы. Наряду с формальной в школе надо применять и диалектическую логику, под которой В. И. Ленин подразумевал и диалектический метод, и материалистическую теорию познания.

Как же применять материалистическую диалектику в процессе обучения?

Раньше отдельным педагогам казалось, что для этого следует постепенно знакомить учащихся с категориями и законами диалектической логики и потом применять их три изучении учебных предметов. Но это было неправильно, так как диалектика оказывалась оторванной от конкретного материала науки, который надо изучить. Это приводило к подмене занятий по предмету занятиями по философии и было непосильно для учащихся.

Надо было искать другой путь. Он найден и состоит в следующем:

1) В программы учебных предметов подбираются такие научные факты, которые служат основой для ознакомления учащихся с объективной диалектикой материального мира, ролью познания и практики в преобразовании его,

2) Эти факты располагаются в последовательности, облегчающей их конкретное усвоение и помогающей постепенно обобщать их (в доступной для учащихся форме.

3) В программы и учебники включается марксистский разбор и обобщение фактов, чтобы постепенно в терминах данной науки знакомить учащихся с посильными для них теоретическими положениями, отражающими и объясняющими объективную диалектику материального мира.

1) В качестве метода изучения новых фактов, законов и теоретических положений науки систематически применяются законы и теоретические положения данной науки, отражающие объективную диалектику мира.

2) Используются элементы историзма в преподавании наук (т. е. учащихся знакомят с историей важнейших научных открытий во взаимосвязи с практикой).

3) В процессе обучения учащиеся постепенно знакомятся с политикой Коммунистической партии, базирующейся на научных основах, с претворением этой политики в жизнь, в практику коммунистического строительства.

4) Таким образом, учащиеся постепенно подводятся к диалектико-материалистическому пониманию предметов, явлений и процессов мира и развития науки.

По естественным наукам в средней школе ученики изучают различные формы существования материи (электроны, протоны, нейтроны, мезоны, атомы, ионы, молекулы, земные массы, растения, животные, человек, небесные тела), а также теории и законы, освещающие происхождение, взаимную связь и развитие этих форм существования материи (теория строения вещества, закон сохранения и превращения энергии, периодический закон и периодическая система химических элементов, происхождение жизни на Земле, основы дарвинизма и мичуринской биологии, происхождение человека, происхождение солнечной системы и т. д.).

По истории, естественным и техническим наукам ученики знакомятся с происхождением и развитием орудий труда, машин, механизмов и технологических процессов, с основными линиями технического прогресса: комплексной механизацией, автоматизацией, электрификацией и химизацией производства, а также с различными видами труда и их развитием под влиянием технического прогресса и социалистических производственных отношений.

По экономической географии они изучают взаимосвязь отраслей народного хозяйства и их развитие.

По истории — возникновение, развитие и гибель общественных формаций, основанных на эксплуатации,— знакомятся с социалистической революцией и неизбежной победой социализма и коммунизма во всемирном масштабе.

Программы и учебники предусматривают также освещение важнейших вопросов истории развития науки под воздействием общественно-трудовой практики людей.

Это означает, что программы и учебники создают условия для постепенного ознакомления учащихся с объективной диалектикой материальной действительности.

Каждая наука, изучая определенные предметы и процессы мира, исследует не только конкретные формы проявления в них всеобщих законов материалистической диалектики, но и открывает те закономерности, которые специфичны для предметов и явлений, изучаемых данной наукой, раскрывает их своеобразие. Каждая наука применяет диалектический метод конкретно, в неразрывной связи с добытыми ею результатами, подтвержденными практикой. Поэтому метод каждой данной науки является выражением и всеобщих диалектических законов в той форме, в которой они проявляются в изучаемых явлениях, и специфических законов, открытых этой наукой.

Так, например, метод исследования химических элементов характеризуется тем, что к ним подходят с позиции периодического закона, являющегося выражением законов всеобщей связи и развития в мире химических элементов и их соединений, т. е. выражением законов материалистической диалектики. При изучении веществ исследуют их строение, взаимосвязь и взаимовлияние составляющих их атомов, исследуют взаимодействия веществ, приводящие к образованию новых. При изучении химических взаимодействий применяют закон действующих масс, законы кинетики химических реакций и т. д. Другими словами, исследование ведут путем сознательного .применения всего добытого химией и подтвержденного практикой научного материала о диалектике химических явлений, т. е. путем сознательного применения законов материалистической диалектики в специфической для химии форме.

Учитель химии обязан заполнить содержание бесед, лекций, наблюдений, экспериментов фактами, их разбором и обобщениями, подводящими к усвоению объективной диалектики материальной действительности, а дав сведения о взаимной связи и развитии веществ, химических элементов и химических процессов, т. е. об объективной диалектике, должен и сам применять и стимулировать учащихся применять ее как метод в последующем изучении химии, учить школьников подходить к явлениям природы конкретно, во всех существенных связях и стосредствованиях, в движении и развитии. Все преподавание надо ставить так, чтобы ведущие идеи естественных наук, в которых (идеях) в конкретных формах отражается материалистическая диалектика, были бы ведущими принципами их преподавания.

При сознательном применении диалектического подхода учитель обязательно объяснит учащимся изменение химических и физических свойств веществ вследствие убавления или прибавления атомов и изменения структуры веществ (закон перехода количества в качество), даст понимание атома как единства положительного и отрицательного электричества, химической связи как «борьбу» полярных процессов притяжения и отталкивания, ионных молекул как единства отрицательных и положительных ионов, окислительно-восстановительных процессов как единства противоположных процессов окисления и восстановления, образования ионов как противоположных процессов диссоциации и моляризации, амфотерности как единства кислотных и основных свойств в зависимости от обстоятельств, периодического закона как закона связи и развития химических элементов, даст объяснение единства во многообразии мира и т. д. и т. п. Учитель будет подчеркивать, что люди познают мир в процессе практического изменения его, что люди не сразу познают истину, но достигают ее постепенно, что практика является критерием истины и определителем того, что надо человеку, что человек познает мир, чтобы его изменить.

Разумеется, что, сознательно применяя диалектический подход к изучению химического материала, учитель может воспользоваться категориями и терминами диалектической логики только в XI классе, где эти термины учащимся становятся известными, а до этого должен вести изложение в терминах химической науки.

Конечно, преподавая химию в школе, нам не удастся охватить реакцию, вещество, элемент во всех изученных наукой связях и опосредствованиях, во всей полноте изученных наукой изменений, нам не удастся включить всю человеческую практику в полное определение реакции, вещества, элемента Мы знакомим учащихся лишь с частью изученных наукой связей, опосредствований, изменений и частично включаем практику в их определение. Но от этого принципиально подход не изменяется. Чем более всесторонне прослеживаются связи, отношения и изменения вещества и человеческая практика в связи с изучением его, тем более конкретные понятия о веществе, реакции и элементе образуются в сознании учащихся.