В процессе обучения химии, как и в процессе научного познания, в сознании учащихся формируются представления, законы, понятия и теоретические обобщения, правильно отображающие вещества и их превращения. Но в то время как в процессе научного познания они образуются как результат исследования, в процессе обучения происходит лишь усвоение уже созданных в науке представлений, открытых законов, выработанных понятий и теорий. В задачу учителя входит передать учащимся содержание этих представлений, понятий, законов и теорий с конкретностью и глубиной, предусмотренной программой, и закрепить его в соответствующих терминах, суждениях и фразах, а задача учащихся состоит в том, чтобы усвоить это содержание и научиться выражать его соответствующими терминами, суждениями и фразами. Другими словами, задача учителя заключается в формировании в сознании учащихся представлений, законов и понятий, адекватных научным представлениям, законам и понятиям, правильно отображающим явления мира.

Подобно тому как в науке знания добываются в процессе практической деятельности, так и при обучении знания приобретаются учениками в процессе их личной учебной и практической деятельности. Задача преподавания — создать условия для деятельности учащихся, для их активности и самостоятельности.

Познание людей идет через возникновение и развитие противоречий между тем, что познано, и требованиями практики. Оно носит активный творческий характер проникновения ума в сущность вещей. Такой же активный и творческий характер носит и познание учащихся в процессе обучения, а развитие его также происходит через возникновение и развитие противоречий между достигнутым уровнем обучения и требованиями практики, между тем, что познано и что надо еще познать согласно требованиям общества, между тем, как усвоено и как надо было усвоить и т. д.

Как же осуществляется переход от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к знанию более точному и полному в процессе обучения?

Исследования по психологии, дидактике и методике, анализ педагогического опыта показывают, что в основе, в тенденции указанный В. И. Лениным путь познания «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике...» осуществляется и в обучении. Но ввиду особенности обучения по сравнению с научным познанием это движение познания осуществляется путями, представляющими собой специфическое для обучения проявление общего пути познания, указанного В. И. Лениным.

Первый путь. В основе этого пути перехода учащихся от незнания к знанию лежит непосредственное восприятие учащимися изучаемых веществ, химических реакций, производственных процессов, применений химии в жизни и т. д. Этот путь чаще всего проявляется в виде наблюдений на уроках, экскурсиях, в виде длительных наблюдений учащихся в жизни и на производстве. Непосредственное восприятие явлений стимулируется данными, взятыми из жизни, из общественно- производственной и общественно-политической практики, из непосредственной деятельности самих учащихся в прошлом. Тем самым момент практики, жизни вводится в изучение вопроса. На базе непосредственных восприятий составляются представления и формируются понятия, делаются теоретические обобщения. В образовании этих знаний речь также играет видную роль. Применяя полученные знания при решении задач и усвоении нового материала, учащиеся уточняют и закрепляют их и приобретают необходимые умения и навыки. Связь с жизнью здесь устанавливается посредством осмысления тех или иных явлений производства, личного трудового опыта учащихся, подготовки к общественно полезному труду, который будет выполнен в будущем, и т. д. Этот путь имеет большое воспитательное значение: у учеников развиваетсяумение наблюдать и делать выводы из наблюдений, совершенствуется мышление (анализ и синтез, сравнение, суждение, умозаключение, обоснование), формируются конкретные представления и понятия, что имеет большое жизненное значение. Воспитательное значение этого пути повышается, если сами учащиеся проявляют высокую степень активности и самостоятельности в работе.

Второй путь. В опыте школ применяется далее движение учащихся от незнания к знанию, в основе которого лежит восприятие под руководством учителя не самих предметов и явлений, а плоскостных и объемных изображений их (кинофильмов, фотографий, схем, чертежей, географических карт, макетов, моделей и т. д.) и оперирование с ними. Непосредственное восприятие изучаемых предметов или явлений внешнего мира здесь отсутствует. Ученик, воспринимая эти плоскостные и объемные изображения предметов и явлений, составляет себе представление о них с большим участием воображения. Чем более схематичным и абстрактным является изображение предметов и явлений, тем больше этот путь требует применения воображения и словесного объяснения и, следовательно, тем большим материалом, добытым описанным выше первым путем, должен оперировать ученик, чтобы составить новые правильные представления. Воспитывающее значение этого пути заключается в том, что он развивает воображение, приучает школьников выражать мысли схемой, чертежом, развивает абстрактное мышление у учащихся.

Этот путь совершенствуется сейчас в том отношении, чтобы в содержание наглядных пособий, в подход к изучению изображаемых ими явлений, в восприятие их учащимися и т. д. включилась жизнь, производство, практика коммунистического строительства.

Третий путь. Далее надо отметить путь, в основе которого лежит учебная практическая деятельность учащихся, изменяющая предметы, явления и процессы действительности. Но это не общественно-практическая, а учебно-пракгическая деятельность, так как в результате ее не возникает практическаяпольза для общества. Эта деятельность является способом приобретения в личном практическом опыте научных знаний, их усовершенствования и развития, способом получения практических навыков и умения пользоваться знаниями.

Практическая деятельность учащихся осуществляется в виде экспериментирования, выполнения графических и письменных работ, учебно-практических занятий в кабинете, лаборатории, на учебно-опытном участке и т. д. и всегда связана с речью. В настоящее время очень важно возможно теснее связывать эту учебно-практическую деятельность с общественнопрактической, используя данные из общественной практики как стимул к проведению учебно-практической работы. Добытые в этой деятельности знания используются далее для объяснения явлений жизни и производства, для выполнения сразу же или впоследствии общественно полезных дел. Такая связь с жизнью, с производством способствует преодолению абстрактности знаний. Этот путь имеет большое значение для решения тех задач, которые стоят перед школой, и потому нашел широкое применение в опыте передовых школ нашей страны.

Четвертый путь. В основе этого пути лежит общественно полезная практическая деятельность учащихся. Эта деятельность может осуществляться в форме производительного труда учеников, опытнической работы их в сельском хозяйстве, технического творчества и изобретательства и т. д. Выполняя общественно полезный труд, т. е. воздействуя на предметы и явления объективного мира в системе социалистических производственных отношений, учащиеся получают новые знания, а воспринимая происходящие изменения и осмысливая их, применяют полученные ранее знания, проверяют и уточняют их. Разумеется, в это время они пользуются речью, развивают ее. При этом ученики не только развивают и умножают свои познания в области природы, производства и общественной жизни, но и приобретают трудовые навыки, развивают наблюдательность, мышление и речь.

Но общественно полезный труд и познавательная деятельность, имея много общего, все же не тождественны. Труд приносит тем более значительные познавательные результаты, чем лучше обучение подготавливает к нему учеников и чем более труд сочетается с выполнением познавательных заданий, преследующих цель расширения и углубления знаний, совершенствования приемов работы (опытническая работа в сельском хозяйстве, проектирование и конструирование технических устройств, наблюдение производственных процессов, экспериментирование и т. д.). При выполнении таких заданий устанавливается тесная связь вновь формируемых понятий с приобретенными ранее, и, таким образом, они включаются в общую систему научных знаний. При надлежащей организации общественно полезного труда он оказывает на учащихся большое воспитательное воздействие: воспитывается умение работать в коллективе и для коллектива, постепенно вырабатывается коммунистическое отношение к труду, учащиеся приучаются соединять теорию с практикой, физический труд с умственным.

Этот путь движения учащихся от незнания к знанию нашел уже широкое применение в опыте передовых школ, соединяющих обучение с трудом (школ Ставропольского, Краснодарского краев, Новосибирской и других областей).

Пятый путь. Широкое применение в опыте школ имеет также путь образования знаний, умений и навыков, в основе которого лежит речевая деятельность учителя и учащихся, самостоятельная работа учащихся над письменным или книжным текстом. Непосредственных восприятий предметов или явлений внешнего мира здесь нет. Здесь ученик составляет себе представления о явлениях посредством воображения, исходя из словесного изложения учителя или изложения в книге. От представлений воображения, созданных в процессе восприятия речи, ученик поднимается под руководством учителя к понятиям и, применяя и закрепляя их в соответствующих изложениях, приобретает знания, умения и навыки. Правильные представления и понятия на этом пути могут быть созданы лишь при условии, что за терминами и формулировками стоят конкретные образы, составленные в процессе живого созерцания объективной действительности, что учащиеся обучены творчески создавать эти образы из материалов, добытых в предшествующих живых созерцаниях. Если словесное изложение не опирается в конечном счете на живое созерцание действительности, то возникает вербализм, характеризующийся тем, что за усвоенными словами, терминами отсутствуют правильные образы материального мира. Правильно применяемое изложение обеспечивает такое усвоение учебного материала, при котором с каждым термином в сознании учащихся возникают конкретные образы и понятия, а с каждой формулировкой — суждения, отражающие реальныесвойства, отношения и связи предметов и явлений действительности.

Являясь самостоятельным путем сообщения и закрепления знаний, устное изложение учителя и учащихся, работа с книгой вместе с тем входят составным элементом во все другие пути, применяемые в обучении, проявляя и объединяя познавательные результаты, добытые ими. Это путь, использующий книги, в которых сконцентрированы результаты познания и которые поэтому служат важным источником знаний в процессе обучения.

Словесный путь движения от незнания к знанию совершенствуется сейчас так, чтобы общественная практика входила как исходный момент, основа и область применения добываемых знаний.

В практике обучения указанные выше пути перехода от незнания к знанию используются в различных сочетаниях, что определяется содержанием того, чему хотят научить школьников, и теми ступенями, через которые осуществляется переход от незнания к знанию, от знания к умению и навыку (передача учителем и восприятие учащимися учебного материала, осмысление его, совершенствование знаний, умений и навыков, проверка усвоения их учителем). Важны все источники и пути приобретения знаний каждый в свое время и на своем месте.

Таковы те своеобразные формы, в которых в обучении проявляется диалектический путь познания, открытый В. И. Лениным: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике...» Теория методов обучения получила в этом ленинском положении неоценимую материалистическую основу.