Высшая форма, в которой отражается познание учащимися химических реакций, химических элементов, их соединений, основанная на раскрытии существенных свойств, закономерных связей и отношений химических элементов и их соединений, есть понятие. Поэтому вопрос о формировании и развитии научных понятий в процессе обучения относится к числу основных проблем обучения химии.

Формирование понятий в процессе обучения — это деятельность учителя, направленная на то, чтобы обеспечить правильное, полное, глубокое, прочное и сознательное усвоение учащимися содержания химических понятий, включение их в систему естественнонаучных понятий, выработку умения оперировать понятиями в учебной и практической деятельности, создание естественнонаучных основ диалектико-материалистического мировоззрения.

Основными моментами формирования химических понятий являются:

1. Анализ учителем содержания формируемых понятий — выделение общих свойств, связей и отношений изучаемых веществ и химических элементов, знания о которых надо усвоить, приобрести о них понятия.

2. Ознакомление учащихся с общими свойствами веществ, связями и отношениями их между собой, с их образованием и переходами в новые вещества при химических реакциях.

3. Объяснение химических свойств веществ, пользуясь теорией строения вещества.

4. Синтез знаний о существенных свойствах, связях и отношениях веществ элементов в понятия о них.

5. Сравнение и противопоставление понятий для выделения сходства и различия с другими понятиями, для дифференциации их.

6. Определение понятий, т. е. указание существенных признаков их, благодаря которым понятия отличаются друг от друга.

7. Систематизация понятий, т. е. усвоение связей понятий между собой, отражающих естественные связи веществ и их превращений.

8. Применение приобретенных понятий при решении жизненных задач и усвоении новых вопросов науки.

9. Выяснение ошибок и неточностей в усвоении учащимися понятий, исправление их, достижение ясности (сознаваниевсех существенных признаков), отчетливости (сознавание отличия каждого понятия от других понятий) и научной правильности усвоения научных понятий в процессе сравнения, определения и применения их.

10. Закрепление содержания понятий путем правильной организации повторения и применения их.

Указанная выше работа учителя по формированию понятий преследует цель дать учащимся полные, точные, ясные, отчетливые, систематические, прочные и действенные знания основ химической науки.

Изложенное выше понимание сущности формирования понятий в процессе обучения приближается в известной мере к тому, что было у К. Д. Ушинского. «Итак, понять реальный предмет,— говорит К. Д. Ушинский,— значит определить верно его положение в мире реальных предметов и узнать его отношение к ним. Что значит, напримео, узнать цветок? — Узнать род, вид.семью, к которым принадлежит он, и узнать отношение его особы ксолнцу, дождю, человеку, животным и т. д. Это и значит постичь цветок. Что же мы делаем во всем этом процессе познавания?— Сравниваем, различаем, сводим сходство и различие в суждении и суждения сливаем в понятие данного цветка» (К. Д. Ушинский, Рассудочный процесс, журнал «Педагогическое образование, кн. VIII и IX, 1867, стр. 748).

Никогда не бывает так, чтобы учителю (удавалось сразу, в какой-то строго очерченный и не прерываемый никакой другой работой отрезок времени дать химические понятия, а учащимся сразу точно, полно и глубоко усвоить их. Формирование любого понятия есть процесс. Происходит это потому, что с одним и тем же явлением и веществом учащимся приходится встречаться часто в различных местах курса при характеристике других явлений и веществ. При этом не только формируются понятия о новых веществах, но и пополняется содержание понятия о данном веществе.

Понятия, образованные в начале курса, часто бедны содержанием. В процессе изучения курса происходит обогащение, углубление и лучшее осознание учащимися содержания понятий, или, иначе, происходит развитие их.

В целях развития понятий применяются различные способы. Важнейшими из них являются следующие:

1. Конкретизация содержания понятий, т. е. обогащение их содержания новыми существенными признаками, или, иначе, ознакомление учащихся со все новыми свойствами, связями и отношениями веществ, характеризующими прежде всего их получение, свойства и применение.

2. Расширение объема понятий, т. е. охват все новых процессов и веществ данными понятиями.

3. Деление понятий на подчиненные понятия, что достигается с помощью классификации веществ и химических явлений.

4. Обобщение понятий, т. е. синтез (объединение) частных понятий в более общие, что производится путем абстрагирования общих существенных признаков и распространения их на все предметы и явления, отражаемые частными понятиями.

5. Углубление содержания понятий, т. е. истолкование химических знаний с точки зрения теорий, все более глубоко раскрывающих сущность химических превращений и природу веществ, что достигается путем обогащения учащихся все новыми теоретическими знаниями и использования их для истолкования изучаемых процессов и явлений, а также путем осознания противоречий между старым и новым пониманием и усвоения нового понимания.

Нельзя сразу познакомить учащихся с основными положениями теории строения. К ним приходится идти через ряд этапов, что связано с постепенным накоплением фактического материала. Подобно тому как в истории науки химические понятия развивались по мере развития теории строения материи, по мере углубления в сущность явлений, так и в процессе преподавания химии химические понятия в сознании учащихся развиваются по мере все более и более глубокого ознакомления с данными теории строения вещества и других теорий, которые опираются на нее в настоящее время. Так, например, развитие понятия о химических реакциях в средней школе проходит три этапа:

5) ознакомление с атомно-молекулярным учением и образование понятий об отдельных химических реакциях и веществах на этой основе;

6) ознакомление с периодическим законом, периодической системой элементов Д. И. Менделеева, теорией строения атомов, ионной теорией и дальнейшее развитие понятий на их основе;

7) ознакомление со структурной теорией органических соединений и изучение их на основе этой теории.

Формирование и развитие понятий происходит тем успешнее, чем выше активность учащихся в их усвоении. При активном усвоении знания не будут чем-то заученным, а будут тем, что выработано собственным мышлением, убедительность и непреложность которых вне сомнения. Такие знания становятся убеждениями.

Осуществление учителем последовательного диалектического подхода и материалистического истолкования химических данных, а также последовательная систематизация химических понятий, установление связи их со всеми известными учащимся естественнонаучными понятиями будет иметь огромное значение для того, чтобы на основе этих знаний формировались убеждения, основы диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.