Каким бы из пяти указанных выше путей ни происходило усвоение знаний, главные усилия направляются на то, чтобы ученики изучили свойства и химические превращения веществ, так как это основные элементы, из которых формируются химические понятия.

В химии познаваемые ею свойства и связи веществ, отношения их к различным физическим факторам выражаются суждениями. Так, мы говорим: «сера желтая», «цинк реагирует с раствором серной кислоты», «кислород получается при нагревании марганцовокислого калия», «окись ртути при нагревании разлагается па ртуть и кислород», «во влажном воздухе железо ржавеет». Все это суждения. Суждения есть форма отражения свойств, связей, отношений вещей и явлений мира в нашем сознании. Вот почему ознакомление учащихся с физическими свойствами и химическими реакциями веществ сводится в конечном счете к отражению этих свойств, связей и отношений в форме правильных суждений.

В логике известны три метода образования новых суждений; индукция, дедукция, аналогия. Эти три метода тесным образом связаны с анализом и синтезом, абстракцией и обобщением, сравнением и противопоставлением, которые являются операциями мышления, посредством которых эти методы осуществляются. Эти же три метода в связи с анализом и синтезом, абстракцией и обобщением, сравнением и противопоставлением применяются и в обучении, но, разумеется, в специфической форме.

Рассмотрим эти частные логические методы образования новых суждений и выясним условия успешного применения их в обучении химии.