Индуктивный способ образования суждений заключается в том, что общие свойства, существенные и закономерные связи и изменения веществ устанавливаются на основании изучения частных явлений, случаев и фактов. При индуктивном исследовании познание движется от единичного, частного к общему.

Необходимым условием всякой индукции является чувственное восприятие свойств и взаимоотношений веществ, опытное, эмпирическое изучение их, осуществляемое путем наблюдения и эксперимента. Эмпирические данные подвергаются описанию, анализу, сравнению, и на основе этих данных делается общий вывод, общее заключение.

Если общее заключение делается на основании изучения всех случаев, относящихся к данному роду явлений, то такая индукция носит название полной.

Так, рассматривая гомологический ряд известных нам предельных углеводородов, мы замечаем, что состав каждого предыдущего отличается от состава каждого последующего на группу атомов СН2. На основании этого мы формулируем общий вывод: в гомологическом ряду предельных углеводородов состав каждого последующего углеводорода отличается от состава каждого предыдущего углеводорода на группу атомов СН2. Вследствие этого состав предельных углеводородов можно выразить общей формулой Сn Н2n+2

Полная индукция может быть достоверной, но она не расширяет наших познаний, ибо обобщает только известные факты. Значение полной индукции состоит в том, что она позволяет уточнить выражение наших знаний, вылить их в краткую общую формулировку. Поэтому полная индукция не является методом добывания новых знаний.

Наряду с полной индукцией известна неполная индукция. Неполная индукция, имеет место в том случае, когда общее заключение делается на основании изучения не всех случаев, относящихся к данному роду явлений, а лишь к части и распространяется на все случаи данного рода.

Так, например, мы наблюдаем, что при обыкновенных условиях золото — твердое, желтое, с металлическим блеском, ковкое вещество. На основании этих частных наблюдений мы делаем заключение, что золото при обычных условиях всегда твердое, желтое, с металлическим блеском, ковкое вещество. Это индукция неполная, так как здесь не учтены все факты, а лишь часть их, но заключение относится ко всем образцам золота.

Другой пример. Мы наблюдаем, что цинк энергично реагирует с серой с образованием нового белого вещества, если нагреть хотя бы часть смеси цинка с серой. На основании собранных таким образом нескольких частных наблюдений мы заключаем, что цинк вообще всегда, всюду и везде реагирует с серой с выделением большого количества теплоты и образованием нового белого вещества сернистого цинка, если только будет осуществлено нагревание даже не всей, а части смеси. От наблюдения нескольких частных случаев мы в данном случае поднимаемся к установлению общего положения, определяющего взаимоотношение цинка и серы. Это тоже неполная индукция.

Путем неполной индукции познание поднимается от известных фактов к неизвестным, от частного к общему и распространяет это общее на факты, не наблюдавшиеся, неизвестные, но относящиеся к фактам этого же рода. Неполная индукция становится ненаучной, если вывод, сделанный из наблюдения нескольких фактов необоснованно, произвольно, распространяется на все факты данного рода.

Неполная индукция, дающая достоверные выводы, имеет большое значение, так как расширяет наши познания о веществах и химических явлениях.

Неполная индукция может производиться: а) через простое перечисление фактов, среди которых не встречается противоречащих случаев; б) через открытие причин наблюдавшихся частных случаев и фактов.

Примером неполной индукции через простое перечисление может служить разработка Лавуазье кислородной теории кислот. Все известные в то время кислоты содержали кислород. Других общих признаков в составе кислот не было. Поэтому общие свойства кислот (изменение цвета лакмуса, взаимодействие с основаниями и др.) Лавуазье объяснил наличием в составе кислот кислорода. Так была создана кислородная теория кислот. Правда, во времена Лавуазье была уже известна соляная кислота. Но Лавуазье считал, что в составе этой кислоты содержится кислород и что доказательство его наличия в составе кислоты — дело времени.

Индукция через простое перечисление не дает достоверных выводов, ибо если в данное время, при данном состоянии научных знаний не встречается противоречащих случаев, то это еще не означает, что таких случаев никогда не встретится. С расширением наших наблюдений и познаний могут встретиться случаи, которые будут противоречить сделанному обобщению. Это, например, и случилось при проверке кислородной теории кислот. Исследования соляной кислоты привели к открытию в ее составе хлора и водорода. Водород был открыт в составе всех кислот, и общие свойства кислот стали объяснять присутствием водорода в их составе. Кислородная теория Лавуазье уступила место водородной теории кислот Либиха.

Индукция через простое перечисление была подвергнута резкой критике основоположником научной индукции английским философом Ф. Бэконом. В «Новом Органоне» Бэкон писал: «Наведение (т. е. индукция. — С.Ш.), которое происходит путем простого перечисления, есть детская вещь, оно дает шаткие заключения и подвергается опасности со стороны противоречащих частностей, вынося решения большей частью на основании меньшего, чем следует, количества фактов и только тех, которые имеются налицо». Хотя индукция через простое перечисление расширяет наши знания и позволяет предвидеть иногда неизвестные факты, но научное значение этой индукции крайне мало. Она имеет некоторое вспомогательное значение лишь на первых этапах исследования, помогая накапливать факты. Но она не может иметь самостоятельного значения в научном исследовании, так как не гарантирует получения достоверных сведений.

Другое дело, когда неполная индукция производится через открытие причин наблюдавшихся частных случаев и фактов или через указание общих законов, определяющих общие свойства веществ. Знание этих законов и причин дает нам право рассматривать свойства, связи и изменения веществ, наблюдавшиеся в отдельных случаях, как свойства, связи и изменения, присущие данному веществу вообще, а признаки, подмеченные в отдельных случаях, распространить на все случаи данного рода.

Так, например, уже со времени Д. И. Менделеева был известен ряд соединений, в которых хлор проявляет высшую валентность по кислороду (7). На этом основании делалось заключение, что хлор имеет высшую валентность 7. Это заключение производилось через простое перечисление и поэтому не было достоверным. Могло случиться, что будет открыто соединение хлора и с более высокой валентностью. Сейчас же заключение, что хлор имеет высшую валентность по кислороду 7, является вполне достоверным, потому что мы знаем физическую основу, причину валентности. Атом хлора имеет 7 электронов во внешнем слое. Следующая неоновая оболочка содержит 8 электронов и с точки зрения квантовой механики является устойчивой. Поэтому атом хлора может отделить от себя при химических реакциях не больше 7 электронов и, следовательно, не может иметь большей положительной валентности, чем 7.

Точно так же верными являются заключения о том, что золото — вещество желтое, твердое, ковкое, что цинк при повышенной температуре соединяется с серой, образуя сернистый цинк, хотя химик не наблюдал всех случаев. Верными они являются потому, что химия исследует свойства чистых веществ и химик обязан манипулировать с чистыми веществами. Каждое чистое вещество при одних и тех же условиях имеет постоянные и неизменные свойства, а также постоянные и неизменные отношения с другими чистыми веществами. Это основной закон химии, установленный Ломоносовым и подтвержденный всей последующей химической практикой. Если при определенных условиях замечены определенные свойства или отношения уданных образцов чистых веществ, то можно с достоверностью утверждать, что такие же свойства и отношения будут наблюдаться у любых других образцов этих чистых веществ всякий раз, когда эти условия будут повторяться. Если образец чистого хлора при обыкновенных условиях — газ, имеет желто- зеленый цвет и специфический удушливый запах, то и любой другой образец чистого хлора при тех же условиях будет газом и будет иметь желто-зеленый цвет и специфический удушливый запах. Если установлено, что данный образец чистого хлора под действием прямых солнечных лучей соединяется с данным образцом чистого водорода со взрывом, образуя хлористый водород, то и всякие другие образцы чистых хлора иводорода под действием прямых солнечных лучей будут соединяться со взрывом в хлористый водород. Всякое свойство, обнаруживаемое при определенных условиях чистыми веществами, есть общее свойство, а всякая связь — общая, постоянная и, следовательно, закономерная связь.

Таким образом, мы имеем право делать заключение об общности свойств и закономерности связей, изучая ограниченное число чистых образцов веществ и их реакций потому, что они, эти свойства и связи веществ, определяются общим законом постоянства свойств чистых веществ при определенных быть случайным. Разумеется, что подбор отдельных фактов не может быть случайным. Он должен быть результатом систематического и тщательного исследования.

Неполная индукция, в которой мы из нескольких фактов наличия у веществ тех или иных свойств, связей и отношений, раскрыв причину или общие законы их, делаем заключение о том, что эти свойства, изменения и связи присущи данным веществам вообще, называется научной индукцией. Научная индукция, открывая связи и отношения веществ, объясняет их с точки зрения более общих связей и отношений.

Научная индукция как частный метод в системе диалектического метода исследования находит значительное применение в области химии. Из анализа фактов, добытых в опытном исследовании, делаются выводы о наличии общих свойств и закономерных связей веществ, устанавливаются законы химического взаимодействия их, составляются понятия о веществах и их превращениях.