Большая роль в химических исследованиях принадлежит также дедукции.

Дедукция — частный метод научного познания, посредством которого из общего достоверного положения (аксиомы, постулата, закона, правила) делается вывод относительно частного случая. В противоположность индукции, где познание совершает переход от частного к общему, в дедуктивном исследовании познание движется от общего к частному. Исходя из общей достоверной связи явлений и предметов объективной реальности, путем правильно произведенной дедукции устанавливается новая, более частная, но достоверная связь явлений и вещей мира.

Вся практика определения атомных весов элементов после Дальтона и до начала текущего века опиралась на закон Ломоносова о различии свойств атомов разных элементов и о неизменности свойств всех атомов одного и того же элемента. Опираясь на закон постоянства состава веществ и закон сохранения массы веществ при химических реакциях, делались частные выводы о постоянстве состава отдельных веществ, о равенстве весов исходных и получающихся веществ при каждой химической реакции. Вся практика синтеза в области органической химии построена на теории строения органических соединений, позволяющей, исходя из знания общих свойств веществ данного строения, предвидеть и синтезировать другие вещества с подобным строением и аналогичными свойствами.

Прекрасным примером дедуктивного выведения в химии новых знаний может служить предсказание Д. И. Менделеевым новых химических элементов, их атомных весов, физических и химических свойств, исходя из периодического закона и периодической системы элементов. Так, например, вычисление атомных весов экасилиция, экабора, экаалюминия было произведено на основании того общего положения, что атомный вес каждого химического элемента, находящегося в основной (или в побочной) подгруппе, приблизительно равен среднему арифметическому из атомных весов четырех других химических элементов, окружающих его в периодической системе и находящихся также в основных (или побочных) подгруппах.

По мере того как в химии эмпирическим или рациональным путем или тем и другим вместе устанавливались общие законы и теории, дедукция в ней приобретала все большее и большее значение. Особенно широкое применение приобрела дедукция с тех пор, как в химии утвердились атомная и молекулярная теории, периодический закон и периодическая система элементов, теория строения органических соединений, ионная и электронная теории, развилось учение о равновесии, термодинамика и кинетика. Эти общие теории послужили основой для предвидения многих частных случаев и последующего открытия их в действительности.

В настоящее время химия не только индуктивная, но и дедуктивная наука, не только эмпирическая, но и рациональная, теоретическая.

Наиболее распространенным видом дедуктивного умозаключения является силлогизм. Он состоит в подведении частного случая под общее положение (закон, правило и пр.) и в выведении из этого общего положения новых знаний относительно частного случая. Примером силлогизма может быть следующее умозаключение:

1. Металлы, стоящие в ряду напряжений до водорода, вытесняют его из кислот.

2. Цинк стоит в ряду напряжений до водорода.

3. Цинк вытесняет водород из кислот.

Общим положением (или общей посылкой, как говорят в логике) здесь является первое суждение. Частным случаем, который подводится под общее положение, является второе суждение. Третье суждение есть вывод. В нем из общего положения выводится новое знание о цинке: цинк вытесняет водород из кислот. Силлогизм, состоящий из трех частей: большой посылки, малой посылки и вывода, называется полным силлогизмом.

Существует много видов полных силлогизмов (категорический, гипотетический, разделительный и др.), которые детально разбираются в логике. Кроме полных, существуют еще неполные силлогизмы, или энтимемы, в которых или пропущена одна из посылок, или опущен вывод. В научных рассуждениях встречаются полисиллогизмы, т. е.такое соединение неполных силлогизмов, что вывод из одного силлогизма служит посылкой для другого силлогизма и т. д. В логике разработаны правила, руководствуясь которыми мышление может прийти к правильным выводам путем силлогизма.

Кроме силлогизмов, известны и другие, несиллогические дедуктивные умозаключения, основанные на количественных отношениях предметов, отношениях их во времени и в пространстве. Так, например, дедуктивным является такое умозаключение, основанное на соотношении количества:

Атомный вес натрия меньше атомного веса фосфора.

Атомный вес фосфора меньшеатомного-веса хлора.

Атомный вес натрия меньше атомного веса хлора.

Если подвергнуть анализу научное мышление (например, химический текст) и мышление учащихся, то нетрудно заметить, что оно чаще всего протекает не в формах силлогизма. Далеко не всегда мы найдем в них отдельные силлогизмы: большие и малые посылки, и выводы, и сочетание силлогизмов.

Мышление всегда оперирует фактами, которые использует как доказательство правильности общих положений. Часто заключения делаются, минуя общие посылки, но мы понимаем, что они подразумеваются. Часто опускаются малые посылки, но делается вывод и т. д. Психология также дает убедительные доказательства тому, что мыслительный процесс протекает чаще всего как раз не в формах силлогизма.

Однако отсюда нельзя сделать вывод, что силлогизм не имеет значения в науке и в обучении. Логика занимается исследованием правил, которые должны соблюдаться, чтобы мышление было правильным. Мышление может и не принимать форму силлогизма. Но когда возникает вопрос о правильности выводов, к которым оно пришло, нашим умозаключениям необходимо придать форму силлогизма. Вот что в этой связи говорит Дж. Ст. Милль: «Значение силлогической формы и правил для надлежащего ее употребления не в том, что наши умозаключения необходимо (или хотя бы обыкновенно) совершаются по этой форме и по этим правилам, а в том, что они дают нам образец, по которому мы всегда можем построить наше умозаключение и который удивительно приспособлен к тому, чтобы обнаруживать их неправильность, если таковая в них есть... Мы не должны рассуждать непременно по этой форме, но мы можем рассуждать по ней и необходимо должны облекать в нее наши рассуждения в том случае, когда есть какое бы то ни было сомнение в их правильности (Дж. Ст. Милль, Система логики силлогической и индуктивной, 1914, стр. 178).

Дополняя Милля, мы можем сказать, что при обучении химии учащиеся мыслят не по формам силлогизма. Но, чтобы научить их мыслить правильно, мы обязаны давать силлогистические образцы, рассуждать силлогистически, чтобы научить их всегда обращаться к этой форме рассуждений, «когда есть какое бы то ни было сомнение в их правильности».