Кроме умозаключений от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция), существуют еще умозаключения от частного к новому частному, посредством которых также находятся общие свойства и закономерные связи вещей и явлений объективного мира. Такие умозаключения называются трандуктивными. Среди этих умозаключений наибольшее научное значение имеют умозаключения по аналогии. Сущность этих умозаключений состоит в том, что по сходству двух предметов или явлений в нескольких признаках производится вывод о сходстве этих же предметов в других признаках. Примером умозаключения по аналогии может служить такое:

1. Серная кислота содержит в своем составе водород. Раствор серной кислоты изменяет цвет лакмуса в красный. Серная кислота взаимодействует с основаниями с образованием соли и воды. При действии на раствор серной кислоты цинком выделяется водород.

2. Соляная кислота тоже содержит в своем составе водород. Раствор ее также изменяет цвет лакмуса в красный. Соляная кислота также взаимодействует с основаниями с образованием соли и воды. Но неизвестно, выделяется ли водород, если на нее действовать цинком.

3. На основании сходства соляной кислоты с серной во всех перечисленных выше признаках (наличие в составе водорода, одинаковое изменение цвета лакмуса, взаимодействие с основаниями) делается вывод, что соляная кислота сходна с серной и по признаку взаимодействия с цинком.

Выводы, получаемые в умозаключениях по аналогии, всегда приблизительные, проблематичные, в большей или меньшей степени вероятные. При практической проверке они могут оказаться и достоверными, и ложными. В приведенном выше примере путем умозаключения по аналогии раскрыта действительно существующая связь между соляной кислотой и цинком, так как эта связь подтверждается экспериментом. Но если взять вместо соляной кислоты азотную, то по аналогии также можно будет сделать заключение о том, что цинк вытесняет из азотной кислоты водород. Вместе с тем это заключение является ложным и не подтверждается экспериментом.

Однако было бы ошибочным на основании того, что умозаключения по аналогии являются приблизительными, неточными, требующими проверки, сделать вывод, что они не имеют положительного значения для науки. История химии показывает, что многие химические процессы и многие вещества в неорганической и особенно в органической химии были изучены по аналогии: был произведен синтез многих красителей, лекарств, пластмасс, волокон и других продуктов. Но положительное значение аналогия имела тогда, когда заключения, делавшиеся на основании ее, служили всего лишь гипотезами, направлявшими экспериментальное исследование, когда эти заключения принимались за правильные лишь после экспериментального их подтверждения.